Вернуться к обычному виду

Информация о разъяснении действующего законодательства

Утверждена новая форма платежного документа за коммунальные услуги

26 мая 2018 года вступил в силу приказ Минстроя России от 26 января 2018 года № 43/пр, утверждающий новую примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.
Согласно новой форме в квитанциях в строке «содержание помещения» появится уточнение – «в том числе коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме», и под каждый коммунальный ресурс, потребляемый на общедомовые нужды (холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод, электрическая энергия), отводится отдельная строка.
Изменения формы платежного документа вызвано включением в состав платы за содержание жилого помещения платы за коммунальные ресурсы (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, отведение сточных вод), которые используются в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, было установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в этой части должен отражаться в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Новая примерная форма имеет и ряд отличий от прежней. Например, в ней предусмотрены столбцы для отражения данных о штрафах исполнителя услуги, предусматривается место для размещения штрихкода.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Усилены меры в отношении лиц, уклоняющихся от наказания в виде принудительных работ

Президентом Российской Федерации 23.04.2018г. подписан Федеральный закон № 96-ФЗ «О внесении изменений в статью 531 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который направлен на обеспечение исполнения приговоров суда в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения наказаний в виде принудительных работ.
В соответствии с внесенными изменениями, часть 6 статьи 531 Уголовного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции, согласно которой в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
Ранее данная норма предусматривала замену принудительных работ лишением свободы только в случае уклонения осужденного от их отбывания.
Помимо этого, перечень вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора, содержащийся в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, дополнен вопросами:

- о замене принудительных работ лишением свободы в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий их отбывания;
- о заключении под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы, либо осужденного к принудительным работам, уклонившегося от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания, или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок.

Перечисленные изменения призваны повысить эффективность назначаемого судом наказания в виде принудительных работ и будут способствовать профилактике совершения осужденными повторных преступлений и правонарушений в период отбывания наказания.

Ст. помощник прокурора
юрист 1 класса В.А. Самоделкина



У жильцов многоквартирных домов появилась возможность заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями напрямую

Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, которые затрагивают правила и нормы технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, установление платы за содержание жилья, а также уточняют полномочия общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Основное нововведение касается возможности для граждан заключить напрямую договоры между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями.
Данное право появилось у жильцов в связи с принятием нового пункта 4.4 статьи 44 ЖК РФ, которым предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме имеет право принять решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров на поставку указанных услуг.
Следует обратить внимание, что в индивидуальном порядке заключить «прямой» договор с ресурсоснабжающей организацией собственник не сможет, переходить на иную схему оплаты коммунальных услуг необходимо всем домом (как по инициативе самих жильцов, так и поставщиков коммунальных ресурсов).
Одновременно в ЖК РФ введена статья 157.2 «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами», которая также устанавливает для потребителей коммунальных услуг возможность прямого заключения договоров холодного и горячего водоснабжения; водоотведения; электроснабжения; газоснабжения; отопления; на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами — непосредственно с организациями, оказывающими соответствующие услуги.
Также изменена редакция статьи 161 ЖК РФ, из которой следует, что в случае заключения таких «прямых» договоров постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг обеспечивают управляющие организации, которые обязаны в том числе обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в предусмотренных законом случаях. Также на управляющие организации и ТСЖ возложена обязанность осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



С 04.05.2018 вступили в силу существенные изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации

Часть 3 статьи 158 УК РФ дополнена п. «г», предусматривающим уголовную ответственность за кражу с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств.
Изменено название ст. 159.3 УК РФ на мошенничество с использованием электронных средств платежа.
Часть 3 ст. 159.6 УК РФ мошенничество в сфере компьютерной информации дополнена квалифицирующим признаком «с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств»
Кроме того, ужесточена ответственность по преступлениям против собственности (кража, мошенничество и др.).
В частности, почти по всем преступлениям против собственности, за исключением ч. 6, 7 ст. 159, ст. 159.1, 159.5 УК РФ величина «крупного размера» определена как стоимость имущества, превышающая 250 000 руб. (ранее 1,5 млн.), «особо крупного» - 1 млн. руб. (ранее 6 млн. руб.).
В санкции статьи за мошенничество с использованием электронных средств платежа наказание в виде ареста на срок до 4 месяцев заменено на лишение свободы на срок до 3 лет.
Отдельными статьями УК РФ введена уголовная ответственность за злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.
В ст. 304 УК РФ добавлена ответственность за провокацию подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Ст. помощник прокурора
юрист 1 класса В.А. Самоделкина



С 1 мая т.г. компании обязаны проверять свои системы противопожарной защиты по новому ГОСТу

С 01.05.2018г. введен в действие ГОСТ Р 57974-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования», утвержденный приказом Росстандарта от 21.11.2017 № 1794-ст (далее - ГОСТ).
Данный ГОСТ устанавливает требования к организации проведения проверок работоспособности вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых в зданиях и сооружениях (далее – системы защиты) систем, установок противопожарной защиты и их элементов.
Требования данного ГОСТа распространяются на организацию проведения проверки работоспособности следующих систем, установок противопожарной защиты (далее – систем ПЗЗ):

- автоматических установок пожаротушения;
- автономных установок пожаротушения;
- автономных устройств пожаротушения;
- автоматической пожарной сигнализации;
- систем оповещения и управления эвакуацией;
- систем противодымной защиты;
- внутренних противодымных водопроводов.

В соответствии с указанным ГОСТом, проверку работоспособности систем ПЗЗ организует собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании (далее – руководитель).
Руководитель обязан не реже одного раза в квартал организовывать проверку работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем и управления эвакуацией.
Не реже одного раза в полгода теперь требуется проверять системы:

- противодымной защиты;
- автоматических установок (устройств) пожаротушения;
- внутреннего противопожарного водопровода.

Согласно ГОСТу, руководитель утверждает график проведения плановых проверок работоспособности систем ПЗЗ с учетом периодичности, установленной настоящим ГОСТОм. Внеплановые проверки систем ПЗЗ осуществляются по мере необходимости.
Руководитель организует проведение проверки работоспособности систем ПЗЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Росстандарте.
Результаты подтверждения соответствия систем ПЗЗ показателям работоспособности экспертная организация оформляет в форме сертификата соответствия или актом о наличии неисправностей в системах.
В случае выявления входе проведения проверки неисправностей системы ПЗЗ, либо их механических повреждений, руководитель обязан принять меры по устранению таких нарушений, путем привлечения организаций, осуществляющих деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию систем ПЗЗ.
Обязательность применения ГОСТа следует из части 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
За нарушение требований пожарной безопасности установлена административная ответственность (ч.1 ст.20.4 КоАП РФ) в виде предупреждения или штрафа:

- для должностных лиц – в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
- для компаний – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



С 1 мая т.г. вступил в силу Федеральный закон, закрепляющий статус добровольцев (волонтеров) в России

Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» дополнен статьей 17.1 «Права и обязанности добровольца (волонтера)», определяя такие гарантии как:

- поддержка в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья, или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;
- психологическая помощь, содействие в психологической реабилитации;
- возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Условия участия добровольца (волонтера) также могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который предусматривает возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.
Нововведения позволили государственным органам и органам местного самоуправления привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности, а также поощрять и награждать за добровольный труд в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.
В силу статьи 17.5 названного Закона создана единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства), которая включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях. На сайте в сети Интернет добровольцыроссии.рф каждый гражданин может зарегистрироваться добровольцем (волонтером).

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



С 1 мая т.г. в Российской Федерации увеличился минимальный размер оплаты труда

С 1 мая 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
Данный Федеральный закон направлен на реализацию положений статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации и действующего Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения», которым был введен механизм поэтапного повышения минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).
В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации МРОТ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
С 1 января 2018 года МРОТ установлен в сумме 9 489 рублей, что составляет 85 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года.
Федеральным законом от 07.03.2018 № 41-ФЗ предусмотрено доведение размера МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения с 1 мая 2018 года он равен - 11 163 рублей в месяц.
Повышение МРОТ повлияет на расчет больничных, детских пособий, оплату отпусков и командировок.

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



Путешествующие по России должны помнить, что в некоторых регионах страны введен «курортный сбор»

С 1 мая 2018 в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском крае и Ставропольском краях начал действовать эксперимент по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма, в соответствии с которым в указанных субъектах РФ может взиматься плата за пользование курортной инфраструктурой, так называемый «курортный сбор».
Эксперимент будет действовать до 31 декабря 2022 года.
Размер курортного сбора не может превышать 100 рублей. При этом в 2018 году размер курортного сбора не может превышать 50 рублей и может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика курортного сбора в объекте размещения, значения курорта, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.
Например, в курортных зонах Краснодарского края (Анапа, Сочи, Геленджик и др.) сбор составляет 10 руб. в сутки, тогда как Ставропольский край на курортах городов Ессентуки, Пятигорска, Железноводска и Кисловодска с отдыхающих получит по 50 руб. в сутки.
Заплатить курортный сбор придется физическим лицам, достигшим совершеннолетия, проживающим в объектах размещения более 24 часов.
В статье 7 Федерального закона от 29.07.2017 № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» указан перечень лиц, освобождающихся от уплаты курортного сбора.
В частности, от его уплаты освобождаются Герои Советского Союза, Российской Федерации; участники Великой Отечественной войны; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; инвалиды войны; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; инвалиды I и II групп; малоимущие семьи и другие (всего 19 категорий). Однако субъекты Российской Федерации вправе установить своим законом иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора.

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



Осуществление закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.05.2018 утвержден Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В обзоре уделяется внимание вопросам, возникающим при заключении, изменении, расторжении договоров, их исполнении, утверждении документации о закупке.
В частности, Верховный Суд РФ обозначил следующие позиции.
При описании предмета закупки ссылки на государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические условия или их отдельные положения без раскрытия их содержания являются допустимыми.
Установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.
Представление участником закупки заведомо недостоверных сведений, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, является актом недобросовестной конкуренции.
Заключение договора по результатам закупки до истечения десятидневного срока обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии (часть 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции) свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны заказчика.
Изменение договора, заключенного по правилам Закона о закупках, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается.
Несоразмерность мер, установленных для заказчика в предписании антимонопольного органа, может служить основанием для вывода о незаконности предписания и признания его недействительным.

Ст. помощник прокурора
юрист 1 класса В.А. Самоделкина



Обманутые дольщики могут получать информацию о сроках восстановления своих прав на сайте Минстроя России

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2018 № 451-р внесены изменения в Форму плана-графика («дорожной карты») по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (эта Форма утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2017 г. № 1063-р).
Согласно изменениям, в указанный документ будут вноситься также сведения о сроке восстановления прав граждан, включенных в указанный реестр.
В настоящее время на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) в сети «Интернет» дольщики, пострадавшие от недобросовестных застойщиков, могут ознакомиться с информацией:

- об адресе многоквартирного дома (наименовании жилого комплекса (при наличии), в который входит многоквартирный дом, в соответствии с разрешением на строительство);
- о количестве граждан, включенных в реестр;
- о количестве договоров участия в долевом строительстве, зарегистрированных в отношении многоквартирного дома;
- о наименовании застройщика, осуществившего привлечение денежных средств граждан;
- о наименовании, сроке реализации, ожидаемых результатах мер законодательного, организационного, финансового характера.

Помимо этого, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Федерации рекомендовано ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Минстрой России не только актуализированный региональный план-график и информацию о ходе его реализации, но и, в случае изменения срока восстановления прав обманутых дольщиков, направлять обоснования по изменению этого срока.

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



Не облагаются НДФЛ суммы ежемесячной выплаты семьям, имеющим детей

Федеральным закон от 23.04.2018 № 88-ФЗ внесены изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому ежемесячные выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц.
Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» с 1 января 2018 года введены дополнительные меры государственной поддержки малообеспеченных семей в форме ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. Право на указанную выплату возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации.
Действуя последовательно, законодатель освободил указанные выплаты от взимания налога на доходы физических лиц.

Ст. помощник прокурора
юрист 1 класса В.А. Самоделкина



К расходам на оплату труда отнесены расходы на оплату услуг в сфере туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории России

Президентом Российской Федерации 23.04.2018г. подписан Федеральный закон № 113-ФЗ «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Целью закона является государственная поддержка развития туризма в Российской Федерации и предоставление работающим лицам и членам их семей дополнительной возможности реализовать свое право на отдых.
Согласно указанным изменениям, к расходам на оплату труда отнесены расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях.
При этом под услугами по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации понимаются следующие услуги, оказанные по договору о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором или турагентом:

- услуги по перевозке туриста по территории Российской Федерации воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;
- услуги проживания туриста в гостинице (гостиницах) или ином (иных) средстве (средствах) размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;
- услуги по санаторно-курортному обслуживанию;
- экскурсионные услуги.

Данные расходы будут учитыватться в размере фактичечски произведенных расходов на услуги по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации, но не более 50 000 рублей в совокупности за налоговый период на каждого из таких граждан.
Изменения вступают в силу с 01.01.2019г.

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



Изменился порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Федеральным законом от 30.10.2017 № 312-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, начиная с 29 апреля 2018 года существенно изменен порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Налоговые органы и МФЦ должны перейти на электронное взаимодействие при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без дублирования документов на бумаге.
Теперь при непосредственном обращении в налоговый орган ответ по госрегистрации можно получить по электронной почте, а не на бумаге.
Исключительно в электронной форме будут предоставлены: лист записи ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в инспекции, устав или изменения, внесенные в него, с отметкой инспекции, решение о приостановлении регистрации или об отказе в ней.
В то же время по запросу заявителю выдается составленный на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного документа, полученного им от регистрирующего органа.
Следующие изменения порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленные на его совершенствование, произойдут в октябре текущего года.

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



Законодателем приняты дополнительные меры, направленные на усиление мер безопасности граждан при осуществлении воздушных полетов

С 4 июня т.г. вступили в силу некоторые изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 05.12.2017 № 376-ФЗ в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
В частности, командир воздушного судна имеет право по прибытии на ближайший аэродром удалить с воздушного судна лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета и отказываются подчиняться распоряжениям командира, а в случае совершения деяния, содержащего признаки административного правонарушения или преступления, передать их правоохранительным органам.
В настоящее время командир воздушного судна наделен полномочиями по передаче нарушителя правоохранительным органам только в случае совершения им деяния, содержащего признаки преступления.
Кроме того, согласно внесенным изменениям, командир воздушного судна, информируя в письменной форме руководителя перевозчика о факте совершения пассажиром действий, которые могут подпадать под признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 11.17 КоАП РФ, либо преступления, предусмотренного п. «в» ч. 1 ст. 213 или ст. 267.1 УК РФ, и совершенного на борту воздушного судна, обязан вручить копию данного документа пассажиру до покидания им воздушного судна.
Одновременно Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 107.1., регламентирующей отказ в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.
Так, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении такого договора пассажиру, если он внесен данным перевозчиком в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена.
Перевозчик обязан в письменной форме уведомить пассажира о внесении его в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена данным перевозчиком, а также о случаях, при которых указанному пассажиру не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки.
В заключении договора воздушной перевозки такому пассажиру не может быть отказано, в случае, если он возвращается в Российскую Федерацию из пункта отправления, единственным способом транспортного сообщения из которого с Российской Федерацией является воздушная перевозка, либо подлежит административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии (передаче или приему Российской Федерацией в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии) при условии, что единственным способом транспортного сообщения между Российской Федерацией и пунктом отправления или пунктом назначения является воздушная перевозка, либо направляется к месту лечения или обратно, либо сопровождает пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к месту лечения или обратно, либо направляется на похороны члена семьи или близкого родственника, что подтверждается документально.
Решение о внесении пассажира в соответствующий реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, принимается руководителем или исполняющим обязанности руководителя перевозчика на основании вступившего в законную силу постановления о назначении лицу административного наказания за совершение вышеуказанного административного правонарушения, либо вступивших в законную силу приговора суда или обвинительного апелляционного приговора о признании лица виновным в совершении на борту воздушного судна одного из вышеуказанных преступлений, в срок не более чем 30 дней со дня получения перевозчиком указанной информации или размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет указанных приговора суда или обвинительного апелляционного приговора.
Решение о внесении пассажира в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, может быть обжаловано пассажиром в судебном порядке.
Перевозчик обязан исключить пассажира из указанного реестра по истечении 1 года с даты вступления в законную силу постановления о назначении лицу административного наказания, либо приговора суда или обвинительного апелляционного приговора.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Действующие или бывшие сотрудники органов внутренних дел, имеющие ребенка-инвалида, получили преимущественное право на соцвыплату на приобретение жилья

Федеральным законом от 23.04.2018 № 100-ФЗ внесены изменения в статью 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно внесенным поправкам, часть 10 указанной статьи («Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения») дополнена положением, устанавливающим преимущественное право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящими на учете в качестве имеющих право на получение указанной выплаты и имеющими одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними.
Ранее действовавшая редакция Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливала следующие категории граждан, имеющих указанное преимущественное право:

1) имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними;
2) удостоенные звания Героя Российской Федерации;
3) ветераны боевых действий на территории Афганистана.

Введенная новелла призвана расширить вышеуказанный перечень лиц, имеющих преимущественное право на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, включив в него сотрудников органов внутренних дел и вышедших на пенсию граждан, имеющих ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, и будет способствовать решению задачи по созданию механизмов оказания дополнительной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов.

Ст. помощник прокурора
юрист 1 класса В.А. Самоделкина



Вступил в силу Федеральный закон, обязывающий сообщать о сделках, связанных с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма

С 04.05.2018 вступил в силу Федеральный закон от 23.04.2018 № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
Данный Федеральный закон разработан в соответствии с Рекомендацией № 23 Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), членом которого является Российская Федерация.
Указанными поправками в федеральное законодательство введено понятие «личный кабинет» и установлен правовой режим его использования.
Личный кабинет – это информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом (Росфинмониторингом) и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом.
Личный кабинет используется:

- организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей;
- в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7.1 и 7.1-1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом), хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.

Помимо этого, Федеральным законом от 23.04.2018 № 112-ФЗ устанавливается обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при оказании аудиторских услуг уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



В реестр запрещенных сайтов будут вноситься интернет-источники, содержащие информацию, порочащую честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица

Федеральным законом от 23.04.2018 № 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» дополнен новой статьей 109.4 – «Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица».
Данной статьей определено, что в случае, если должник в течение срока, установленного для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, не удалил указанную информацию, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
В течение одного рабочего дня с момента вынесения постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, судебный пристав-исполнитель направляет такое постановление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В соответствии с внесенными изменениями в ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица является основанием для включения источника, на котором размещены такие сведения, в реестр запрещенных сайтов.

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



Возможность воспользоваться европротоколом при наличии разногласий участников ДТП и другие изменения в правила ОСАГО

Центральным Банком Российской Федерации в целях совершенствования и оптимизации процедуры оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников ГИБДД внесены изменения в Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступившие в силу с 1 июня т.г.
Теперь воспользоваться европротоколом можно будет даже при наличии разногласий между участниками ДТП. В этих целях факт и обстоятельства аварии необходимо зафиксировать техническими средствами контроля и иными устройствами. При этом появляется возможность фиксации данных о ДТП с помощью специального программного обеспечения – мобильного приложения. Требования к такому функционалу будут установлены Российским союзом автостраховщиков по согласованию с Банком России.
При этом в случае оформления европротокола с разногласиями их наличие и суть должны быть указаны в извещении о ДТП, которое заполняется обоими участниками аварии.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Введена уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Уголовный кодекс Российской Федерации теперь дополнен статьями 200.4 и 200.5, предусматривающими ответственность за нарушения в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 200.4 УК РФ установлена ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб.
Статьей 200.5 УК РФ введена ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой.
Определены квалифицирующие признаки подкупа – совершенные группой лиц по предварительному сговору, а также в крупном и особо крупном размере.
Крупным размером подкупа признана сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающая 150 тыс. руб., особо крупным размером подкупа - превышающая 1 млн. руб.
Расследование уголовных дел, возбужденных по признакам составов общественных опасных деяний, предусмотренных статьями 200.4 и 200.5 УК РФ, отнесено к подследственности следователей Следственного комитета РФ.
Указанные изменения внесены в УК РФ Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ и вступили в силу с 04.05.2018.

Ст. помощник прокурора
юрист 1 класса            В.А. Самоделкина


Верховный суд пресек хитрости водителей, направленные на уклонение от постановки транспортного средства на учет

Ряд водителей, сняв автомашину с учета длительное время передвигаются на нем без регистрации, избегая тем самым штрафов с камер автоматической фиксации, уплаты налога, прохождения техосмотра, трат на полис ОСАГО.
Постановлением Верховного суда Российской Федерации от 02.03.2018 признано «право инспекторов привлекать к административной ответственности водителей, передвигающихся на авто без постановки его на учет, предъявляющих свежезаключенные договора купли-продажи».
В частности, рассмотрен случай, когда постановлением инспектора ДПС ГУ МВД России по г. Москве 28.05.2015 водитель автомашины без государственных регистрационных знаков признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, т.е. в течение 10 суток после приобретения), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800 рублей.
Указанное постановление было оспорено водителем и разбирательство дошло до Верховного суда Российской Федерации.
Водитель после остановки его сотрудником ДПС предъявил договор купли-продажи авто, заключенный менее чем 10 дней назад, и, следовательно, по мнению водителя имел право передвигаться без государственных регистрационных номеров.
Судами установлено, что транспортное средство снято с регистрационного учета для его отчуждения 27.11.2011 и до момента выявления административного правонарушения (28.05.2015) в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Все доказательства, в том числе договор купли-продажи от 23.05.2015 судами были оценены, исследованы все обстоятельства дела в совокупности, после чего и Верховный суд Российской Федерации подтвердил правомерность наложения на водителя штрафа.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева


Версия для печати В начало страницы