Вернуться к обычному виду

Информация о разъяснении действующего законодательства

Цены на дженерики не могут быть выше цен на оригинальные лекарственные препараты

Правительством Российской Федерации скорректированы Правила регистрации и перерегистрации предельных отпускных цен производителей на жизненно важные лекарственные препараты и Методика расчёта таких цен.
Теперь цены на дженерик не могут быть выше цен на оригинальные лекарственные средства, признанные жизненно важными.
Дженериком считается воспроизведенное лекарственное средство, содержащее активное вещество, идентичное ранее изобретенному и запатентованному, т.н. аналог лекарственного средства.
Для производителей оригинального препарата, которые указаны в регистрационном удостоверении, и для производителей дженериков из стран ЕАЭС устанавливается единая предельная отпускная цена для каждой лекарственной формы, дозировки и общего количества в потребительской упаковке без учета формы выпуска.
Производитель может перерегистрировать цену только один раз в год в случае её увеличения.
Напомним, что перечень жизненно важных лекарственных препаратов устанавливается Правительством Российской Федерации ежегодно, на 2018 год он утверждён распоряжением от 23.10.2017 № 2323-р.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2018 № 1207 вступило в законную силу.

Помощник прокурора
юрист 1 класса А.А. Лоскутов



Уточнено понятие «фиктивная постановка на учет по месту пребывания»

Федеральным законом от 11.10.2018 № 366-ФЗ внесены изменения в статьи 2 и 23 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Согласно внесенным изменениям, под фиктивной постановкой на учет по месту пребывания понимается постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Указанные поправки направлены на предотвращение фиктивной регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в нежилых помещениях по месту пребывания.

Помощник прокурора
юрист 1 класса А.А. Лоскутов



Утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
В соответствии с указанными Правилами места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, а также требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, рассмотрение которой также регламентировано Правилами.
Кроме того, в свободном доступе в сети «Интернет» будет вестись Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, представляющий собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановление вступает в силу 1 января 2019 года.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Усилен контроль за расходами служащих

Федеральным законом от 03.08.2018 № 307 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства РФ «О противодействии коррупции» внесены изменения в Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
В соответствии с внесенными изменениями контроль за расходами осуществляется не только в отношении действующих должностных лиц, но и замещавших (занимавших) должности, указанные в законе, и освобожденных от должностей либо уволенных, в том числе с федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций.
Контроль за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется в течение шести месяцев со дня освобождения данного лица от замещаемой (занимаемой) должности или его увольнения в отношении каждой сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в период замещения (занятия) данным лицом указанной должности, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих году совершения сделок.

Ст. помощник прокурора
юрист 1 класса В.А. Самоделкина



Ужесточена уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр

Вступили в силу изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающую уголовную ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр.
Ответственность теперь наступает за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или средств связи, в том числе подвижной связи, за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах, а равно систематическое предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр.
При этом систематическим предоставлением помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр считается предоставление помещений более 2 раз.
Ранее виновные отвечали по указанной норме только за деяния с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности.
Более того, увеличены санкции статей, в частности, виновным грозит наказание в виде штрафа от 300 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо ограничением свободы на срок до 4 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.
Если названные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору либо с извлечением дохода в крупном размере, то теперь предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 500 тыс. до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет либо лишением свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового.
За незаконные организацию и (или) проведение азартных игр лицом с использованием своего служебного положения либо организованной группой либо с извлечением дохода в особо крупном размере предполагает теперь наказание в виде штрафа от 1 млн. до 1,5 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 4 до 5 лет либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет либо без такового.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



С нового года работники, проходящие диспансеризацию, получат освобождение от работы с сохранением заработной платы

Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен новой нормой (статья 1851 ТК РФ), предусматривающей гарантии работникам при прохождении диспансеризации.
В частности, закреплено право работника при прохождении диспансеризации на освобождение от работы на один рабочий день 1 раз в 3 года с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка.
Работающие пенсионеры и работники предпенсионного возраста (5 лет до наступления пенсионного возраста) смогут получать освобождение от работы на 2 рабочих дня 1 раз в год.
В этих целях работодателю подается соответствующее заявление, а дни освобождения от работы согласовываются сторонами трудового договора.

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



Скорректированы положения закона, регулирующего предоставление государственных и муниципальных услуг

В целях защиты прав граждан и устранения необоснованных административных препятствий при получении государственных и муниципальных услуг с 18.10.2018 вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2018 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Законом устанавливается, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
В настоящее время ограничения по количеству допустимых возвратов документов гражданам и юридическим лицам отсутствуют, новая редакция Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» устанавливает следующие исчерпывающие основания для повторного возврата документов:

- изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
- истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, работника многофункционального центра, а также иных организаций и их работников при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги.

В последнем случае о допущенных ошибочных или противоправных действиях заявитель должен быть уведомлен в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра.
Также Федеральным законом расширяются возможности граждан при обжаловании решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную или муниципальную услугу, должностного лица такого органа, государственного или муниципального служащего, многофункционального центра, работника МФЦ, а также иных организаций и их работников, привлекаемых для предоставления государственных или муниципальных услуг.
Так, заявитель вправе в рамках досудебного (внесудебного) обжалования обратиться с жалобой также в случае истребования у него документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Одновременно установлена обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, при совершении должностными лицами ошибочных или противоправных действий принести гражданам извинения за доставленные неудобства.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Скорректированы полномочия Государственной инспекции безопасности дорожного движения

Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 2018 г. № 515 внесены изменения в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В частности, в целях приведения в соответствие с положениями КоАП РФ о запрете снятия государственных регистрационных знаков с автомобилей нарушителей, указанные полномочия исключены у сотрудников ГИБДД.
Дополнено, что предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения могут выдаваться старшими инспекторами и инспекторами безопасности дорожного движения, старшими инспекторами и инспекторами дорожного надзора, а не только главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения как ранее.
К полномочиям инспекции отнесена выдача свидетельств о соответствии транспортных средств с внесенными в их конструкцию изменениями требованиям безопасности, а также свидетельств о допуске таких транспортных средств к перевозке опасных грузов.
Определено, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации будет принимать участие в работе градостроительных и технических советов, а также в рассмотрении предложений об установлении или изменении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



С заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом вправе обратиться любой собственник квартиры

Федеральным законом 03.07.2018 № 191-ФЗ внесены изменения в закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ, согласно которым собственник помещения в многоквартирном доме вправе обращаться в органы власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, без необходимости быть уполномоченными на то общим собранием.
Действовавшие ранее положения Кодекса были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они препятствовали собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Новыми поправками предусматривается возможность обращаться с соответствующим заявлением о формировании земельного участка, на котором находятся многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, как любому лицу, уполномоченному собранием собственников помещений в многоквартирном доме, так и собственнику жилого или нежилого помещения в многоквартирных домах в индивидуальном порядке.
Закон действует с 14 июля 2018 года.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Расширен перечень граждан, имеющих право на освобождение от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий при удостоверении сделок по отчуждению недвижимого имущества

Федеральным законом от 11.10.2018 № 359-ФЗ внесены изменения в часть вторую статьи 333-38 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанной статьей Налогового кодекса Российской Федерации установлены льготы при обращении за совершением нотариальных действий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
Согласно пункту 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации нотариальное удостоверение сделок обязательно:

1) в случаях, указанных в законе;
2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

В силу части 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей.
Частью 2 статьи 54 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.
Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность, если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации является обязательным (пункт 3 статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было установлено освобождение от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий несовершеннолетних граждан, граждан, признанных ограниченно дееспособными, владеющих жилыми помещениями на праве собственности, а также физических лиц, владеющих жилыми помещениями на праве общей долевой собственности совместно с несовершеннолетними гражданами и гражданами, признанными ограниченно дееспособными, - за удостоверение сделок по продаже недвижимого имущества, расположенного в аварийном и подлежащем сносу доме.
Федеральным законом от 11.10.2018 № 359-ФЗ от уплаты госпошлины за нотариальное удостоверение сделок по отчуждению недвижимого имущества в аварийном доме освобождены все физические лица, имеющие в собственности недвижимое имущество в аварийном и подлежащем сносу доме, а также в отношении всех видов сделок с указанным имуществом.
Данный Федеральный закон вступил в силу с 11.10.2018г.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Разработаны правила обеспечения условий доступности для инвалидов в кинозалы

Минкультуры России в целях создания необходимых условий для полного и эффективного вовлечения инвалидов в общественную жизнь разработаны Правила обеспечения условий доступности для инвалидов кинозалов (Приказ Минкультуры России от 27.06.2018 № 1017).
В соответствии с указанными Правилами демонстраторы фильмов обеспечивают условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для их самостоятельного передвижения по помещению кинотеатра (в том числе: поручни, пандусы, раздвижные двери, доступные санитарно-гигиенические помещения, достаточная для проезда колясок ширина дверных проемов в стенах, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, слуха и передвижения, тактильные мнемосхемы плана помещений кинотеатра).
Не менее чем 3% от количества зрительских мест в одном из кинозалов кинотеатра (но не менее 3 мест в кинозале) должно быть оборудовано специальными устройствами, позволяющими демонстрировать фильмы с тифлокомментарием.
При оборудовании входа в помещение кинотеатра доступность для инвалидов должна быть обеспечена демонстратором фильмов путем соблюдения следующих условий:

- наличие непосредственно перед входом площадки, обеспечивающей доступ для инвалидов на креслах-колясках;
- наличие при входе в кинотеатр тактильных настенных указателей (в случае расположения кинотеатра в отдельно стоящем здании);
- наличие альтернативного пути движения в случае установки на входе рамочных металлоискателей;
- оборудование устройства входного вестибюля (при его наличии) с учетом предоставления инвалиду в кресле-коляске возможности ее использования.

Правила вступили в силу с 19.10.2018.

Помощник прокурора
юрист 1 класса А.А. Лоскутов



Проведение специальной оценки условий труда должно быть завершено не позднее 31 декабря 2018 года

В соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников. Специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года.
Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Вредными и опасными условиями труда признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные. От того, какой класс (подкласс) условий труда установлен на рабочем месте, зависит, в частности, размер дополнительного тарифа страховых взносов, которые работодателю в определенных случаях нужно вносить в ПФР в пользу работников. Чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений.
Класс условий труда и степень влияют также на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенный размер оплаты труда), которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ.
Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2018 г.

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



При отказе от публичного мероприятия его организатор обязан поставить в известность уполномоченный орган заблаговременно

Федеральным законом от 11 октября 2018 г. № 367-ФЗ внесены изменения в статьи 5 и 10 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Изменения направлены на устранение случаев недобросовестного использования права на проведение пикетов, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий. Речь идёт о случаях, когда организаторами заявлено о проведении названных мероприятий, но по факту они не проводились, в то время как задействованные органы власти и правоохранительные органы приняли необходимые меры для обеспечения условий его проведения.
Новеллы возлагают обязанность на организаторов заблаговременно предупредить органы государственной власти об отказе от заявленного публичного мероприятия.
В случае отказа от проведения публичного мероприятия организатор должен уведомить об этом уполномоченный орган власти не позднее чем за день до мероприятия. Также об отказе он информирует потенциальных его участников.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Определен перечень грубых нарушений лицензионных требований для управляющих компаний

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2018 №1090 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами.
В частности, Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110, дополнено перечнем грубых нарушений лицензионных требований.
К нарушениям лицензионных требований относятся, например, нарушение правил эксплуатации дома, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, подтвержденных вступившим в законную силу решением суда; непроведение лицензиатом гидравлических испытаний; незаключение в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем дома, выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов; наличие у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения; отказ от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и другие нарушения.
Кроме того, определено, что заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии.
Решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований. Срок проведения такой проверки не может превышать 30 календарных дней.

Помощник прокурора
юрист 1 класса А.А. Лоскутов



Некоторые работники получили приоритет при предоставлении отпусков

В этих целях Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен новой нормой - статьей 262.2, регулирующей очерёдность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, имеющим трёх и более детей.
Теперь многодетные родители могут уходить в отпуск в удобное для них время. Речь идёт о работниках, имеющих трёх и более детей в возрасте до 12 лет.
Закон вступил в силу 22 октября 2018 года. 

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



На федеральном уровне изменен порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2018 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2019 года вступают в силу изменения законодательства об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты).
Согласно указанным изменениям теперь законные представители смогут подавать заявления о включении детей-сирот в список на получение жилья.
В свою очередь органы опеки и попечительства должны будут осуществлять контроль за своевременной подачей заявлений о включении детей-сирот в список их законными представителями, и в случае неподачи таких заявлений наделяются правом принять меры по включению этих детей в список по достижении ими возраста 14 лет.
Кроме того, дети-сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список.
Порядок формирования списка и форма заявления, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список будут устанавливаться Правительством РФ.
Кроме того, законом вводятся дополнительные основания исключения детей-сирот из указанного списка, а именно, прекращение у данного лица российского гражданства, включение его в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства и другие.
Договор найма специализированного жилья, предоставляемого детям-сиротам, теперь можно будет неоднократно (ранее не более 1 раза) заключать на новый 5-летний срок.
В соответствии с указанными изменениями прокурор или орган опеки и попечительства наделяются правом обращения в суд с требованием о принудительном обмене предоставленного по социальному найму жилья в случае, если совместное проживание ребенка с лишенными в его отношении родительских прав гражданами, иными лицами нарушает его права и законные интересы.
Одновременно уточнен порядок выселения лишенных родительских прав граждан, если их совместное проживание с детьми признано судом невозможным, законом закреплены условия выселения детей-сирот при неисполнении ими обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.

Ст. помощник прокурора
юрист 1 класса В.А. Самоделкина



Минтруд России проинформировал о категориях лиц, обязанных принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов

26.07.2018 Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
В названных методических рекомендациях определено, что антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности установлены для лиц, наделенных властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, контрольных и надзорных мероприятий, государственных закупок, предоставление государственных услуг, распределение финансовых и иных ресурсов, управление имуществом и другие.
Обязанность принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов возлагается на следующие категории лиц:

государственных и муниципальных служащих;
служащих Банка России, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами, к которым прежде всего относятся лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, временно исполняющие обязанности высших должностных лиц субъекта РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).

Рекомендациями установлены особенности проведения проверки соблюдения должностными лицами обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, срок применения юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
Определены основания для применения взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

Ст. помощник прокурора
юрист 1 класса В.А. Самоделкина



Минстрой России разъяснил положения действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами в части обязанности заключить договор на оказание данных услуг

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» определено, что к твердым коммунальным отходам (далее – ТКО) относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, территориальной схемой обращения с отходами, региональной программой в области обращения с отходами.
Отходы, образующиеся при уборке территории муниципальных образований, относятся к ТКО. Соответственно, их оборот (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение) на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами. Следовательно, организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
К моменту начала осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором, муниципальные контракты, предметом которых является обращение с твердыми коммунальными отходами, заключенные ранее, должны быть расторгнуты в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе и заключены договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором как с единственным поставщиком (п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Подробнее см. письмо Минстроя России от 18.05.2018 № 22270-МП/06.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Льготы по налогу на имущество физических лиц

Срок уплаты налога на имущество физических лиц определен до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, а именно: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.
Налоговым законодательством предусмотрены льготы по оплате налога на имущество физических лиц.
Право на налоговую льготу имеют, в том числе: инвалиды I и II групп инвалидности; инвалиды с детства, дети-инвалиды; пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Налоговый кодекс не содержит понятия «пенсионное законодательство».
Вместе с тем, предоставление налоговых льгот предусмотрено гражданам, получающим денежные средства в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Следует отметить, что в эту категорию попадают граждане, получающие пенсию по случаю потери кормильца, однако не все они пользуются льготой по уплате налога на имущество физических лиц.
Предоставление льготы носит заявительный характер, в связи с чем, физические лица, имеющие право на налоговые льготы, представляют в налоговый орган соответствующее заявление по установленной форме. Необходимо учесть, что налоговая льгота предоставляется в отношении только установленных видов объектов налогообложения: квартира, часть квартиры или комната; жилой дом или часть жилого дома; помещения или сооружения используемые физическими лицами, осуществляющими профессиональную творческую деятельность; хозяйственное строение или сооружение площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; гараж или машино-место.

Ст. помощник прокурора
юрист 1 класса В.А. Самоделкина



Категории лиц, которым запрещено проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов

Федеральным законом от 11.10.2018 № 362-ФЗ внесены изменения в Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в соответствии с которыми не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов:

- гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
- гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
- международными и иностранными организациями;
- гражданами, работающими в органах и организациях, проводящих антикоррупционную экспертизу в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- НКО, выполняющими функции иностранного агента.

Изменения вступили в силу 22.10.2018.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Как определяются границы земельного участка

В соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа - исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Пунктом п. 5 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ определено, что согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. 

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Изменены Правила возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения их действия

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2018 № 1210 внесены изменения в Правила возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Теперь для возврата изъятого водительского удостоверения лицу, подвергнутому административному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами, необходимо не только пройти проверку знания им правил дорожного движения, но и заплатить наложенные административные штрафы за правонарушения в области дорожного движения.
Кроме того, напоминаем, что за совершение административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, отказом от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, невыполнением требований ПДД о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования.
Одновременно из названных Правил исключены нормы о лишении водительского удостоверения в рамках уголовного судопроизводства, поскольку из Уголовного кодекса Российской Федерации исключен такой вид наказания.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Введена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста

Федеральным законом от 03.10.2018 № 352-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей - 144.1, предусматривающей уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам.
За совершение указанных действий недобросовестному работодателю грозит штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 80 месяцев либо обязательные работы на срок до 360 часов.
При этом в уголовном законе конкретизировано, что под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до 5 лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



Введена возможность регистрации транспортного средства по электронному паспорту

Приказом МВД России от 26.06.2018 № 399 утверждены Правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, а также образец бланка свидетельства о регистрации транспортного средства. Данные правила вступили в силу 07.10.2018.
Так, предусмотрены следующие нововведения.
1) Возможность регистрации транспортного средства по электронному паспорту транспортного средства (далее – ПТС), при этом бумажный ПТС становится недействительным с даты оформления взамен него электронного ПТС. Вместе с тем, на транспортные средства без электронного ПТС будут выдаваться бумажные ПТС взамен: утраченных, непригодных для использования, не соответствующих установленному образцу.
2) В случае замены двигателя не требуется представлять в ГИБДД документы о праве собственности на него, однако новый двигатель должен быть аналогичным старому по типу и модели.
3) Увеличивается срок действия знака «Транзит» до 30 суток.
4) Прекращение регистрации транспортного средства в подразделении Госавтоинспекции осуществляется по заявлению владельца транспортного средства либо по инициативе регистрационного подразделения Госавтоинспекции.
5) Прекращение регистрации в отношении отчужденного транспортного средства осуществляется на основании заявления его прежнего владельца и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем. При этом государственные регистрационные знаки и регистрационный документ признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением Госавтоинспекции в соответствующие розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции по истечении 10 суток с даты отчуждения.
Не сданные при прекращении регистрации транспортного средства государственные регистрационные знаки и регистрационные документы вносятся регистрационным подразделением Госавтоинспекции в соответствующие розыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева


Версия для печати В начало страницы