Вернуться к обычному виду

Информация о разъяснении действующего законодательства

Уточнено понятие «фиктивная постановка на учет по месту пребывания»

Федеральным законом от 11.10.2018 № 366-ФЗ внесены изменения в статьи 2 и 23 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Согласно внесенным изменениям, под фиктивной постановкой на учет по месту пребывания понимается постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.
Указанные поправки направлены на предотвращение фиктивной регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в нежилых помещениях по месту пребывания.

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



Установлены новые административные штрафы для организаторов публичного мероприятия

Федеральным законом от 30.10.2018 № 377-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Согласно внесенным изменениям, КоАП РФ дополнен новой статьей 20.2.3, «Невыполнение обязанностей по информированию граждан, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о принятии организатором публичного мероприятия решения об отказе от проведения публичного мероприятия либо подача уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения».
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Гарантии обеспечения и порядок реализации гражданами указанного права установлены Федеральным законом от 19.07.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).
Для проведения публичного мероприятия вне специально отведенных для этих целей мест организатор в соответствии с частями 1 - 3 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ подает в уполномоченный орган власти уведомление о планируемом месте и времени проведения публичного мероприятия, по результатам рассмотрения которого происходит согласование заявленного места и времени проведения мероприятия.
После согласования времени и места проведения мероприятия в силу пункту 5 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ на уполномоченный орган власти возлагается обязанность обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание при необходимости участникам мероприятия неотложной медицинской помощи.
Федеральным законом от 11 октября 2018 г. № 367-ФЗ внесены изменения в статьи 5 и 10 Федерального закона № 54-ФЗ, направленные на устранение случаев недобросовестного использования права на проведение пикетов, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий. Новеллы возлагают обязанность на организаторов заблаговременно предупредить органы государственной власти об отказе от заявленного публичного мероприятия. В случае отказа от проведения публичного мероприятия организатор должен уведомить об этом уполномоченный орган власти не позднее чем за день до мероприятия. Также об отказе он информирует потенциальных его участников.
Федеральным законом от 30.10.2018 № 377-ФЗ установлена административная ответственность в виде штрафа за подачу уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения, несоблюдение требования об уведомлении органа власти об отказе от проведения публичного мероприятия или за несоблюдение сроков подачи такого уведомления. Для граждан размер штрафа будет составлять от 5 до 25 тыс. руб.; для должностных лиц - от 10 до 30 тыс. руб. и для юридических лиц - от 20 до 100 тыс. руб.
Соответствующие дела об административных правонарушениях будут возбуждаться должностными лицами органов внутренних дел (полиции) и рассматриваться судьями районных судов. 

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



Установлен запрет на рекламу услуг по написанию квалификационных и иных аттестационных работ

В Федеральный закон «О рекламе» внесены изменения, устанавливающие запрет на рекламу услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.
Изменения вступили в силу с 11.11.2018.
За нарушение законодательства о рекламе статьей 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 4 тыс. до 20 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Уменьшить размер удержания из заработной платы и пенсии возможно исходя из имущественного положения должника

Верховный Суд Российской Федерации указал, что, исходя из положений статьи 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) допускается возможность удержания не более 50 % заработной платы и иных доходов должника-гражданина.
Вместе с тем, при совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе игнорировать принципы исполнительного производства, закрепленные в статье 4 названного закона, а именно: принципы законности, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
Поскольку исполнение судебного решения не должно приводить к нарушению прав и законных интересов должника и осуществляться без учета основополагающих принципов исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать размер удержаний с учетом материального положения должника.
Исходя из вышеизложенного, гражданин-должник может обратиться в территориальную службу судебных приставов, где производятся удержания из заработной платы либо пенсии, с письменным ходатайством об уменьшении размера удержаний, представив при этом документы, подтверждающие тяжелое материальное положение.
Сотрудники обязаны рассмотреть данное ходатайство и принять решение об удовлетворении либо отказе в удовлетворении ходатайства об уменьшении размера удержаний. Решение пристава, возможно обжаловать в судебном порядке.

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



Уголовная ответственность за взяточничество

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество.
Взяточничество посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Уголовная ответственность установлена как за получение взятки (ст. 290 УК РФ), так и за ее дачу (ст. 290 УК РФ). Получение взятки - получение должностным лицом лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества и имущественных прав, услуг имущественного характера, за совершение входящих в его служебные полномочия действий (бездействие), за совершение незаконных действий (бездействие), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Взятка на сумму денег, стоимость имущества и услуг превышающие двадцать пять тысяч рублей признается значительной, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей - крупной, превышающие один миллион рублей - особо крупной. За получение взятки к виновному наряду с лишением свободы на срок до 15 лет может быть применен и штраф в размере до стократной суммы взятки.
Полученные в счет взятки деньги, ценности и иное имущества подлежат конфискация в собственность государства.
В целях обеспечения исполнения приговора или возможной конфискации имущества на имущество взяткополучателя, включая безналичные денежные средства, находящиеся на счетах, может быть наложен арест.
За дачу взятки должностному лицу предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 15 лет, может быть применен и штраф в размере до девяностократной суммы взятки.
Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию, расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Старший помощник прокурора района
юрист 1 класса В.А. Самоделкина



С 1 января 2019 года будет назначаться надбавка к пенсии лицам, проработавшим в сельском хозяйстве не менее 30 лет по профессиям, установленным Правительством РФ

Частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на повышение (в размере 25%) суммы фиксированной выплаты к пенсии по старости (к пенсии по инвалидности) предоставлено указанным лицам на весь период их проживания в сельской местности, при соблюдении установленных условий.
Для назначения надбавки Правительством РФ утверждены:

список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты (это в том числе агрономы, бахчеводы, ветеринары, трактористы и т.д.);
правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты.

Размер фиксированной выплаты с 1 января 2019 года установлен в сумме 5334,19 руб. Соответственно размер надбавки в 2019 году составит 1333,55 руб.

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



Процедура получения материнского капитала станет быстрее

Федеральным законом от 30.10.2018 № 390-ФЗ внесены изменения в статью 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Данной статьей регламентированы вопросы, связанные с государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал и его выдачей.
Согласно внесенным изменениям, срок на принятие решения о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал сокращен с месячного срока (который исчисляется с даты приема заявления о выдаче сертификата) до пятнадцати дней. Также с двух недель до пяти дней уменьшился срок рассмотрения запросов, которые территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации направляют в уполномоченные ведомства для получения дополнительных сведений.
Если запрашиваемые сведения не поступили в пятидневный срок, то принятие решения о выдаче материнского (семейного) капитала приостанавливается. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Проживающие в общежитиях учащиеся могут рассчитывать на обеспечение питанием

Законом Приморского края от 30.10.2018 № 369-КЗ установлены дополнительные гарантии обеспечения питанием обучающихся в государственных (краевых) профессиональных образовательных организациях.
Как следует из поправок названная категория обучающихся по очной форме обучения и проживающие в общежитиях указанных организаций, имеют право на обеспечение питанием.
Нормы и порядок обеспечения питанием обучающихся по очной форме обучения в государственных (краевых) профессиональных образовательных организациях, проживающих в общежитиях указанных организаций, за счет средств краевого бюджета утверждаются Администрацией Приморского края.
Закон распространил свое действие с 01.09.2018.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Проведение контрольной закупки – новая форма проверочных мероприятий

С 1 декабря т.г. вступили в силу Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.11.2018 № 1398 при осуществлении государственного контроля (надзора) в рамках Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Фактически основания для проведения у таких закупки и проверки одинаковые, но о закупке уведомлять заранее не будут.
Также закупку смогут провести в зависимости от категории риска, класса опасности деятельности компании или используемых объектов. Однако такая возможность должна быть предусмотрена в положении о конкретном виде госконтроля (надзора).
Отметим, если в результате закупки нарушений не обнаружат, то провести внеплановую проверку по тому же основанию будет невозможно.
С новой формой проверок столкнутся компании, которые занимаются розничной торговлей, оказанием услуг потребителям и выполнением для них работ.
Проводить закупки в настоящее время смогут сотрудники Роспотребнадзора и других органов санэпиднадзора, Росалкогольрегулирования и региональных органов контроля за алкогольным рынком.
В дальнейшем сфер контроля (надзора), в рамках которых допускаются контрольные закупки, может стать больше.
Закупки разрешены только в тех случаях, когда иначе оценить соблюдение требований нельзя.
Более того, в ряде случаев контрольный (надзорный) орган обязан согласовать закупку с органом прокуратуры.
Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости при проведении контрольной закупки применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.
После приобретения товара, работы или услуги проверяющий должен будет:

- объявить, что была проведена контрольная закупка;
- показать служебное удостоверение и приказ о ее проведении;
- передать представителю юрлица или ИП (его представителю) копию этого приказа.

Результаты проверки оформляются актом. Представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя (его представителя) знакомят с актом, в случае отказа делается соответствующая отметка.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Порядок рассмотрения заявлений о безвестном исчезновении граждан

Сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном законом порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевших ранее случаях его исчезновения.
Заявление о безвестном исчезновении лица может быть сделано заявителем, прибывшим в любой правоохранительный орган, в устном или письменном виде.
Прием сообщений и заявлений о безвестном исчезновении лица осуществляется круглосуточно. Регистрация сообщения о безвестном исчезновении лица осуществляется уполномоченным должностным лицом в Книгу регистрации сообщений о происшествиях, с присвоением соответствующего регистрационного номера. При этом уполномоченное лицо, принявшее заявление или сообщение о безвестном исчезновении лица, обязано выдать заявителю под роспись талон-уведомление о принятии и регистрации заявления (сообщения) с указанием времени, даты его принятия, регистрационного номера и своих данных.
Рассматривать сообщения о безвестном исчезновении лица уполномочены органы внутренних дел, а также следственные подразделения Следственного комитета Российское Федерации в случае наличия оснований полагать, что безвестно исчезнувший стал жертвой преступного посягательства.
С момента регистрации сообщения о безвестном исчезновении начинается проверка, в соответствии с требованиями ст.ст. 144-145 УПК РФ выполняются необходимые мероприятия, направленные на установление местонахождения пропавшего. Законом установлен срок в 3-е суток, при необходимости срок проверки продлевается до 10-ти суток.
По истечении указанных сроков, должностным липом, проводившим проверку, выносится одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения о преступлении по подследственности; о приобщении заявления в специальное номенклатурное дело. В случае отсутствия сведений о месте нахождения разыскиваемого лица в течение 10 суток в органах внутренних дел заводится розыскное дело, а собранные материалы передаются в соответствующий территориальный следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации для принятия процессуального решения.
В соответствии с требованиями ст. 145 УПК РФ должностное лицо, проводившее проверку по сообщению о безвестном исчезновении лица, обязано уведомить в письменной форме заявителя о результатах проведения проверки. В случае несогласия с решением, заявитель вправе обжаловать принятое решение прокурору либо в суд.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Ответственность за вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.
По общему правилу, установленному ст. 1064 Гражданского кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ).
Вместе с тем, в силу ст. 1076 ГК РФ вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, возмещают его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор, если они не докажут, что вред возник не по их вине.
Обязанность опекунов по возмещению вреда не прекращается в случае последующего признания гражданина дееспособным.
Если опекун умер либо не имеет достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и виновного лица, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Определен порядок подтверждения ненадлежащего качества оказанных услуг, выполненных работ в многоквартирном доме, если по результатам исполнения договора управляющей компанией получена экономия

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1221 от 12.10.2018 внесены изменения в Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
Согласно внесенным изменениям, в случае если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом управляющей организацией получена экономия, при определении качества оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, качество таких услуг и (или) работ считается ненадлежащим, если о ненадлежащем качестве таких услуг и (или) работ в период, за который управляющей организацией представлен отчет о выполнении указанного договора, составлялся акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ).
Документ вступил в силу с 24.10.2018г.

Помощник прокурора
юрист 1 класса А.А. Лоскутов



Что понимается под «конфликтом интересов»?

Статья 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» раскрывает понятие «конфликт интересов».
Так, под данным понятием понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Старший помощник прокурора района
юрист 1 класса В.А. Самоделкина



Вывоз мусора: платить или не платить

В правоприменительной практике стал возникать вопрос о реализации публичного договора по оказанию услуг по вывозу отходов потребления.
В связи с малым охватом услугами по вывозу твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) с частных домовладений, бесконтрольно возникают несанкционированные свалки, многие домовладения не желают заключать договоры на вывоз ТКО со специализированными организациями и самостоятельно осуществляют вывоз мусора, зачастую в непредназначенные для этого места.
Для решения сложившейся ситуации, возможно применение норм публичного договора на оказание услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов на определенной территории, в соответствии с которым определяются организации, имеющие лицензию на обращение с ТКО и предоставляющие услуги по сбору и вывозу ТКО от частного сектора, утверждены тарифы на оказание услуг, график сбора и вывоза.
В соответствии с ст. 426 Гражданского кодекса РФ под публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
Согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок (устной либо письменной), если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма (ст. 434 Гражданского кодекса РФ).
Ресурсоснабжающие организации, определенные договором, вправе взимать плату за вывоз ТКО только с тех граждан, с которыми заключен соответствующий договор на оказание услуг, либо с граждан иным способом выразивших согласие на присоединение к публичному договору.
Иным способом выражения присоединения к публичному договору на вывоз ТКО будет являться выставление мусора для его сбора (даже в единичном случае), самостоятельная оплата квитанций за вывоз ТКО, и иные.
Вместе с тем в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.06.2018 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в соответствии СанПин 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест» утилизировать отходы (закапывать, сжигать, хранить) не территории своего домовладения запрещено. Действия по закапыванию, сжиганию, хранению отходов ведут к нарушению экологической обстановки, загрязнению почв, а также предусмотренную законом ответственность.
Также на уровне законодательства запрещен самовывоз отходов. Вывоз отходов может осуществлять только организация, имеющая соответствующую лицензию.
Мероприятия по самовывозу и утилизации отходов являются административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность.
Так, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрено наказание для граждан в виде штрафа в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей (ст. 8.6 КоАП РФ).

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Внесены изменения в порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от 02.10.2018 № 562 внесены изменения в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.
Согласно новой редакции документа, при приеме в гражданство Российской Федерации лиц, имеющих вид на жительство в Российской Федерации и проживающих в России в течение пяти лет непрерывно, необходимо представлять, в том числе, документ, подтверждающий величину дохода за период проживания на территории Российской Федерации с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением
Предусмотрено также, что решение по вопросам гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае отказа заявителя от принесения Присяги гражданина Российской Федерации. Такой отказ подтверждается заявлением, составленным в произвольной форме. В случае отказа заявителя от написания такого заявления либо невозможности его написания отказ и обстоятельства, свидетельствующие о невозможности написания заявления, фиксируются с использованием технических средств аудио или видеозаписи, о чем в обязательном порядке в устной форме уведомляется заявитель.
При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему в России, не выдается вид на жительство, если оно осуждено к лишению свободы за совершение преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом.

Помощник прокурора
юрист 2 класса Е.А. Шуткин



Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, за какие периоды нельзя взыскать неустойку

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.03.2018 по делу № 305-ЭС17-17260, неустойку нельзя взыскать за период до судебного рассмотрения вопроса о её взыскании.
В случае подачи истцом заявления о взыскании судебной неустойки через какое-то время после вынесения решения об исполнении обязательства в натуре взыскание судебной неустойки за период, предшествующий моменту рассмотрения судом вопроса о ее взыскании, недопустимо, поскольку ретроспективное взыскание судебной неустойки не соответствует той цели, на которую она в первую очередь направлена, - стимулированию должника к совершению определенных действий или воздержанию от них.
Если требование о взыскании судебной неустойки заявлено истцом и удовлетворяется судом одновременно с требованием о понуждении к исполнению обязательства в натуре, началом для начисления судебной неустойки является первый день, следующий за последним днем, установленным решением суда для исполнения обязательства в натуре.
При определении размера присуждаемой денежной суммы суду следует исходить из того, что исполнение судебного акта должно для ответчика оказаться более выгодным, чем его неисполнение. В то же время, определяя размер присуждения денежных средств на случай неисполнения судебного акта, суд должен принимать во внимание степень затруднительности исполнения судебного акта, возможность ответчика по его добровольному исполнению, имущественное положение ответчика и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
По смыслу разъяснений, приведенных в п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта о понуждении к исполнению в натуре в установленный судом срок (п. 3 ст. 401 ГК РФ), а также с момента незаконного отказа кредитора от принятия, предложенного должником надлежащего исполнения (ст. 406 ГК РФ) должник не обязан уплачивать судебную неустойку.
Если имеются обстоятельства, объективно препятствующие исполнению обязательства, в том числе зависящие исключительно от воли третьего лица, кредитор вправе требовать взыскания с должника убытков, причиненных неисполнением обязательства (ст. ст. 15, 396 ГК РФ).

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Введен судебный порядок получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования

Федеральным законом от 12.11.2018 № 411-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» установлен годичный срок, в течение которого прокурор или руководитель следственного органа вправе отменить постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования. По истечении 1 года такая отмена возможна только на основании судебного решения.
В Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации ведена статья 214.1., регламентирующая судебный порядок получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.
Прокурор, руководитель следственного органа возбуждают перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, о чем выносится соответствующее постановление.
Ходатайство рассматривается единолично судьей районного суда по месту производства предварительного расследования с обязательным участием лица, возбудившего ходатайство, не позднее 14 суток со дня поступления материалов в суд. В судебном заседании вправе также участвовать прокурор, лицо, в отношении которого прекращено уголовное дело или уголовное преследование, его защитник и (или) законный представитель, потерпевший, его законный представитель и (или) представитель.
Рассмотрев ходатайство, судья выносит постановление о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования либо об отказе в удовлетворении ходатайства о разрешении отмены постановления. Постановление судьи может быть обжаловано.
Указанные изменения обусловлены необходимостью реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 № 28-П, которым признана не соответствующей Конституции Российской Федерации ч. 1 ст. 214 УПК РФ во взаимосвязи с п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в ней положение позволяет в течение неопределенного срока отменять вынесенное по реабилитирующим основаниям постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования без предоставления лицу, в отношении которого оно вынесено, эффективных гарантий защиты, включая судебную, от незаконного и необоснованного возобновления уголовного преследования.

Прокурор района
старший советник юстиции Д.Н. Родыгин



Введена уголовная ответственность за злостное неисполнение приговора, решения или иного акта суда о прекращении распространения порочащей информации

Отказом от исполнения судебного решения по прекращению распространения незаконной информации либо опровержению ранее распространенной порочащей или недостоверной информации нарушаются основные конституционные гарантии личности - охрана государством достоинства личности (статья 21 Конституции РФ), его доброго имени (статья 23 Конституции РФ) и судебная защита прав личности (статьи 18 и 46 Конституции РФ).
Федеральным законом от 02.10.2018 № 348-ФЗ внесены изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации и установлена уголовная ответственность за злостное неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за неисполнение судебного акта о прекращении распространения информации и (или) об опровержении ранее распространенной информации, совершенное в отношении того же судебного акта, в виде штрафа до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо в виде обязательных работ до 240 часов, либо в виде исправительных работ до 1 года, либо в виде ареста на срок до 3 месяцев, либо в виде лишения свободы на срок до 1 года.
За злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта или воспрепятствование их исполнению представителю власти, государственному служащему, муниципальному служащему, служащему государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации грозит штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо арест до 6 месяцев, либо лишение свободы до 2 лет.

Прокурор района
старший советник юстиции Д.Н. Родыгин



Арбитражными судами подтверждена позиция Роспотребнадзора о необходимости оформления декларации о соответствии на еду «на вынос»

Роспотребнадзор указал, что ст.ст. 21, 23 Технического регламента Таможенного Союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» запрещают продажу пищевой продукции «на вынос» без деклараций о соответствии.
Такие действия могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение требований техрегламентов, создавшее угрозу причинения вреда здоровью граждан).
Арбитражные суды подтвердили позицию Роспотребнадзора.
Судами определено, что ТР ТС 021/2011 требует декларирования соответствия от всей выпускаемой в обращение на территории союза пищевой продукции. При этом продукция, не соответствующая требованиям ТР ТС, подлежит изъятию из обращения. В силу ч. 3 ст. 21 ТР ТС 021/2011 оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции предприятий общепита, предназначенной для реализации при оказании услуг, проводится в форме государственного надзора.
Это затрагивает только ту пищевую продукцию, которая реализуется при оказании услуг общественного питания, под которыми в соответствии с п. 3.1 ГОСТ 31984-2012 «Услуги общественного питания» понимается деятельность по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Услуга по реализации пищевой продукции через столы заказов, буфеты, окна раздачи согласно п. 4.5 указанного ГОСТ является услугой по реализации продукции общепита, а не услугой общепита как таковой, в связи с чем предприниматель должен иметь декларации о соответствии на реализуемую продукцию общепита собственного производства.

Помощник прокурора
юрист 2 класса О.С. Погадаева


Версия для печати В начало страницы