Вернуться к обычному виду

Информация о разъяснении действующего законодательства

За легализацию доходов, полученных преступным путем, установлена уголовная ответственность

Положениями статьей 174, 174.1, 175 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) установлена уголовная ответственность за легализацию денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных другими лицами преступным путем, за легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, и за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. За совершение названных преступлений предусмотрено наказание до 7 лет лишения свободы.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.07.2015 № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» определено, что ответственность по статье 174 или статье 174.1 УК РФ наступает и при совершении одной финансовой операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), если будет установлено, что такое деяние было совершено с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом (например, заключение договора купли-продажи объекта недвижимости, преступное приобретение которого маскируется заведомо подложными документами о праве собственности на данный объект).
Цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), может быть установлена на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота.
Статьей 174 УК РФ установлено наказание для лиц, являющихся посредниками или исполнителями отмывания денег, при этом фактического и непосредственного отношения к данным активам не имеющих.
В свою очередь статья 174.1 УК РФ устанавливает наказание для лиц, которые преступным путём легализуют денежные средства, полученные самими этими лицами преступным путем.
Санкция за совершение данных преступлений предусматривает наказание в виде штрафа в сумме до 120 тыс.руб. либо заработной платы (иного дохода) осужденного за период до одного года (часть первая ст.174 или 174.1 УК РФ).
Частями вторыми данных статей предусмотрена ответственность за те же действия, совершенные в отношении денежных средств либо имущества в крупном размере, который, в силу примечания к статье 174 УК РФ, установлен в сумме свыше 1 500 тыс.руб. Санкция за такие действия предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет со штрафом до 50 тыс.руб. либо заработной платы (иного дохода) осужденного за период до трех месяцев либо без такового.
Легализация, совершенная в составе группы лиц по предварительному сговору либо лицом с использованием своего служебного положения предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет, с возможными дополнительными видами наказаний в виде штрафа в размере до 500 тыс.руб. или зарплаты (иного дохода за период до трех лет, ограничения свободы на срок до двух лет, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Ответственность за легализацию, совершенную организованной группой или в особо крупном размере (то есть в отношении денег либо имущества на сумму свыше 6 000 тыс.руб.) наступает в виде лишения свободы на срок до 7 лет, с возможными дополнительными видами в виде штрафа в размере до 1 000 тыс.руб. или зарплаты (иного дохода) за период до пяти лет, ограничения свободы на срок до двух лет, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст.174 или ст. 174.1 УК РФ, применяется конфискация преступных доходов в соответствии с правилами, определенными статьями 104.1 – 104.3 УК РФ, а именно, если конфискация преступных доходов невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации соответствующей денежной суммы.

И.о. прокурора района С.Н. Петухова
08.04.2021

Как правильно подать заявление о преступлении?

Порядок подачи заявления о преступлении регламентирован статьей 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), в соответствии с которой заявление о преступлении может быть подано как в устной, так и в письменной форме.
По общему правилу территориальной подследственности проверку проводит то подразделение, полномочия которого распространяются на место, где было совершено преступление. Сведения о преступлении, содержащиеся в устном обращении оформляются протоколом. В письменном заявлении указывается время, место и обстоятельства совершенного преступления, сведения о подозреваемых лицах.
В соответствии с пп. 34, 35 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД РФ от 29.08.2014 № 736, сотрудники полиции, принявшие заявление о преступлении лично от заявителя, обязаны выдать ему под роспись соответствующий талон-уведомление. При сообщении о преступлении по телефону талон-уведомление не выдается.
Статьей 144 УПК РФ определено, что правоохранительные органы обязаны в пределах своей компетенции принять решение по сообщению о преступлении в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. Указанный срок может быть продлен до 10 суток, а в отдельных случаях — до 30 суток.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из решений:

- о возбуждении уголовного дела, - об отказе в возбуждении уголовного дела,
- о передаче сообщения по подследственности либо (по делам частного обвинения) в суд.

Во исполнение требований ч. 2 ст. 145 УПК о принятом решении уведомляется заявитель. При этом ему сообщается и разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю.

Помощник прокурора района Ю.К. Микрюкова
08.04.2021

Расширен перечень лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за преступления в сфере противодействия коррупции

Федеральным законом от 24.02.2021 № 16-ФЗ внесены изменения в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
Внесенными изменениями расширен предусмотренный пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ перечень лиц, которые признаются должностными лицами для целей главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» УК РФ.
Так, в перечень включены лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в публично-правовых компаниях и государственных внебюджетных фондах.
В пункте 1 примечаний к статье 201 УК РФ определены, какие лица признаются выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Старший помощник прокурора района О.С. Погадаева
08.04.2021

Разъяснение порядка, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях.

Порядок приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях регламентирован Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а также приказом Генерального прокурора РФ от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».
Гражданам, представителям коммерческих и общественных организаций следует знать о том, что прокуроры не в праве разрешать сообщения о преступлениях. Данные сообщения, поступающие в органы прокуратуры, в соответствии с требованиями вышеназванного законодательства подлежат безотлагательной передаче в органы уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ. Органы предварительного следствия, дознания обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении.
Необходимо помнить, что отказ в приеме заявления о преступлении является нарушением закона и может быть обжалован прокурору или в суд.
Обратившись с заявлением о преступлении, одновременно с регистрацией сообщения должностное лицо органа предварительного следствия или дознания должно оформить и выдать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Решение по заявлению должно быть принято в срок не позднее 3-х суток со дня преступления указанного сообщения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить до 10 суток срок проведения проверки.
В случае необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
При проведении проверки по сообщению о преступлении органы следствия и дознания вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве, получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, освидетельствование, совершать иные действия, предусмотренные в части 1 статьи 144 УПК РФ.
По результатам рассмотрения заявлений и сообщения о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается решение либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с частью 2 статьи 20 УПК РФ.
О принятом решении сообщается заявителю, с разъяснением ему права на обжалование данного решения и порядка обжалования.
Важно помнить, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано прокурору, руководителю следственного органа или в суд.

Помощник прокурора района И.О. Серебряков
08.04.2021


Версия для печати В начало страницы