Вернуться к обычному виду

Постановление от 26.05.2009 № 46

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗУЕВСКОГО РАЙОНА
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26.05.2009 № 46
г.Зуевка

О мерах по противодействию коррупции в Зуевском районе

(см. изменения от 16.06.2011 № 348)

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» и от 05.03.2009 № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции», постановлением Правительства Кировской области от 28.04.2009 № 9/94 «О мерах по противодействию коррупции в Кировской области», решением Зуевской районной Думы от 26.05.2009 № 9/51 администрация Зуевского района ПОСТАНОВЛЯЕТ:  
1. Утвердить Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых администрацией Зуевского района, с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Прилагаются.
2. Заместителю главы администрации района – управляющему делами:

2.1. Организовать приём обращений граждан о коррупционных проявлениях муниципальных служащих, должностных лиц муниципальных предприятий и учреждений.
2.2. Обеспечить реализацию плана комплексных мероприятий по противодействию коррупции в Кировской области на 2007-2009 годы, утверждённого Указом Губернатора области от 20.07.2007 № 60 «О противодействии коррупции и криминализации экономики в Кировской области».
2.3. Проводить на постоянной основе анализ жалоб и обращений граждан с целью выявления и проверки сведений о фактах коррупционного поведения муниципальных служащих.
2.4. Изучить проблемные направления деятельности, сформировать перечень коррупционно опасных функций в сфере ответственности каждого структурного подразделения и разработать механизмы противодействия коррупционным проявлениям.  
3. Руководителям структурных подразделений администрации района привести муниципальные нормативные правовые акты и должностные инструкции муниципальных служащих в соответствие с действующим антикоррупционным законодательством до 01.08.2009 г. 
4. Рекомендовать органам местного самоуправления поселений разработать и принять муниципальные правовые акты по противодействию коррупции.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава администрации
Зуевского района      А.М. Ивонин 

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением администрации
Зуевского района
 от 26.05.2009 № 46

ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ,
РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ЗУЕВСКОГО РАЙОНА, С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ
В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых администрацией Зуевского района, с целью выявления и устранения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - Правила), в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - Методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 № 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", определяют: 

1.1.1. Основные задачи, цели, порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, разрабатываемых администрацией Зуевского района (далее - проекты документов).
1.1.2. Перечень проектов документов, подлежащих антикоррупционной экспертизе.
1.1.3. Орган, уполномоченный на проведение антикоррупционной экспертизы. 
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия:
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица;
коррупциогенность - заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации содержащих такие нормы нормативных правовых актов. Коррупциогенность обуславливается наличием в нормативном правовом акте коррупционных факторов;
коррупционные факторы - положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их;
коррупциогенные нормы - положения проектов документов, содержащие коррупционные факторы;
нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления района (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае;
дискреционные полномочия - полномочия, которые муниципальный служащий может осуществить по собственному усмотрению. 
1.3. Основной задачей антикоррупционной экспертизы является обеспечение проведения экспертизы проектов документов в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза).
1.4. Экспертизе подлежат проекты документов:
1.4.1. Затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
1.4.2. Связанные с распределением средств районного бюджета.
1.4.3. Связанные с управлением муниципальной собственностью.
1.4.4. Связанные с размещением заказа для муниципальных нужд.
1.4.5. Регламентирующие осуществление полномочий подведомственных организаций.
1.4.6. Регламентирующие контрольные и разрешительные полномочия администрации Зуевского района.
1.4.7. Другие проекты документов по поручению главы администрации района, заместителей главы администрации района. 
1.5. Основной целью экспертизы является определение реальной степени возможности использования муниципальным служащим особенностей нормативно-правовых формул для извлечения выгоды, то есть выявление коррупционных факторов.
1.6. Экспертиза на коррупциогенность проводится юридическим отделом администрации района одновременно в рамках согласования соответствия действующему законодательству проектов нормативных правовых актов и иных документов администрации района.
1.7. Экспертиза на коррупциогенность может проводиться аккредитованными в установленном порядке администрацией Зуевского района юридическими и физическими лицами, принявшими решение о ее проведении (далее - независимая экспертиза), за счет собственных средств.
1.8. В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза не проводится.

2. Коррупционные факторы

Коррупционными факторами являются: 
2.1. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа местного самоуправления района:

2.1.1. Широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления района (их должностных лиц).
2.1.2. Определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления района (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций.
2.1.3. Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
2.1.4. Злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления района (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.
2.1.5. Выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления района (их должностных лиц).
2.1.6. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления района, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.
2.1.7. Принятие нормативного правового акта сверх компетенции - нарушение компетенции органов местного самоуправления района (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
2.1.8. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
2.1.9. Юридические и лингвистические неопределенности - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. 
2.2. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов:
2.2.1. Существование пробела в правовом регулировании - отсутствие в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее.
2.2.2. Отсутствие административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления района (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
2.2.3. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.2.4. Отсутствие запретов и ограничений для органов местного самоуправления района (их должностных лиц) - отсутствие превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях.
2.2.5. Отсутствие мер ответственности органов местного самоуправления района (их должностных лиц) - отсутствие норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений.
2.2.6. Отсутствие указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления района (их должностными лицами) - отсутствие норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления района (их должностных лиц, муниципальных служащих).
2.2.7. Нарушение режима прозрачности информации - отсутствие норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления района (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.

2.3. Факторы системного характера - нормативные коллизии.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов местного самоуправления района (их должностных лиц).

3. Инструменты обнаружения коррупционных факторов

Для обнаружения коррупционных факторов в текстах проектов документов следует:  
3.1. Проанализировать все полномочия органа местного самоуправления района.
3.2. Определить, какие полномочия диктуют ему единственный вариант, а какие предоставляют возможность выбора разных вариантов поведения, есть ли четкие разграничения выбора того или иного варианта.
3.3. Выявить причины коррупциогенности дискреционных полномочий.
3.4. Выявить конкретные действия, к которым могут прибегать муниципальные служащие для извлечения собственной выгоды, используя широту дискреционных полномочий.
3.5. Проанализировать полномочия, которые касаются юридических (физических) лиц и могут быть связаны с наложением на них некоторых ограничений (контрольные процедуры, требование представить информацию и т.п.). Выявить положения, накладывающие чрезмерные ограничения, запреты и обязанности.
3.6. Проанализировать все отсылочные нормы и положения. Выявить, в чем возможно преследование собственного интереса.
3.7. Для выявления нормативных коллизий проанализировать нормативные правовые акты, регулирующие аналогичные отношения или наиболее общие вопросы.

4. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
юридическим отделом администрации Зуевского района

4.1. Подготовительный этап - сбор и анализ информации.  
На этом этапе необходимо провести мониторинг действующего законодательства, судебной практики, научных публикаций по теме проекта закона и иного нормативного правового акта.
4.2. Исследовательский этап - проведение самой экспертизы.
Опираясь на знание теории и практики, используя инструменты обнаружения коррупционных факторов, необходимо выявить в тексте проекта документа коррупциогенные нормы и положения, а также разработать рекомендации по их устранению.  
Эффективность проведения экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы проекта документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
4.3. Заключительный этап - визирование проекта документа заведующим юридическим отделом администрации Зуевского района либо оформление заключения экспертизы в случае выявления в проекте документа норм, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
4.4. Заключение экспертизы должно содержать:

4.4.1. Наименование и реквизиты проекта документа, представленного на экспертизу.
4.4.2. Основания для проведения экспертизы.
4.4.3. Конкретные положения проекта документа, содержащие коррупциогенные нормы, с указанием структурных единиц проекта документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
Выявленные при проведении экспертизы положения, которые не относятся к коррупционным факторам, но могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
4.4.4. Рекомендации по изменению формулировок правовых норм либо предложения по исключению отдельных норм и положений для устранения коррупциогенности проекта документа.
В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в проекте документа выявленных коррупционных факторов.
4.4.5. Вывод о наличии признаков коррупциогенности проекта документа.  
4.5. Заключение экспертизы проекта документа, подписанное заведующим юридическим отделом администрации Зуевского района (лицом, его замещающим), направляется руководителю структурного подразделения администрации района, подготовившего проект документа.
4.6. Руководитель структурного подразделения администрации района, получив заключение экспертизы подготовленного им документа:
4.6.1. Вносит изменения с учетом заключения экспертизы и направляет доработанный проект документа на повторную экспертизу.
4.6.2. Принимает решение об отзыве проекта документа.

Версия для печати В начало страницы