Вернуться к обычному виду

Информация о разъяснении действующего законодательства

Минтранс России подписал федеральный закон № 126-ФЗ от 01.05.2016 «О внесении изменений в статьи 2 и 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в котором определил порядок прохождения аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения

Подписан федеральный закон № 126-ФЗ от 01.05.2016 «О внесении изменений в статьи 2 и 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в котором ранее было установлено, что юридические • лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в числе прочего, обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего аттестацию на право занимать соответствующую должность. Однако соответствующий федеральный орган исполнительной власти, разрабатывающий и утверждающий порядок прохождения данной аттестации, определен не был. Настоящий Федеральный закон устраняет указанный пробел в правовом регулировании.  
Минтранс России также будет устанавливать порядок организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
Кроме того, понятийный аппарат федерального закона «О безопасности дорожного движения» дополнен понятием «парковка (парковочное место)».



Образовательные организации в соответствии письму Минобрнауки России № НТ-393/08 от 18.03.2016 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)» могут предоставлять ученикам учебники как в печатной, так и в электронной форме

Согласно Закону об образовании в РФ обучающимся, осваивающим основные образовательные программы, образовательные организации бесплатно предоставляют в пользование учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
С 1 января 2015 года все учебники, включенные в федеральный перечень, представлены как в печатной, так и в электронной формах. При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания.
Минобрнауки России обращает особое внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками и учебными пособиями, в том числе изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Государственной программой «Доступная среда» на 2011 - 2020 ГОДЫ предусмотрено предоставление субсидий на создание в образовательных организациях условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Средства субсидии и консолидированного бюджета субъекта РФ могут использоваться в том числе и на приобретение учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.


Снижена административная нагрузка на бизнес при проведении проверок

С 01.07.2016 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 03.11.2015 №306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Установлено, что при осуществлении проверок должностные лица органов федерального государственного контроля (надзора) теперь не вправе требовать от проверяемого лица документы и (или) информацию, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении. иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень, требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах.
Законом допускается приостановление течения срока проведения проверки при необходимости получения документов посредством системы межведомственного информационного взаимодействия на срок, необходимый для его осуществления, но не более чем на 10 рабочих дней.
На орган федерального государственного контроля (надзора) возложена обязанность знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица с документами и (иди) информацией, полученной в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Указанные правила начнут применяться в отношении проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), - с 1 января 2017 года, проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, - с 1 июля 2017 года.


С октября 2016 года ужесточается административная ответственность за невыплату заработной платы

03.07.2016 Президентом РФ подписан Федеральный закон № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда».
Статья 5.27 КоАП РФ дополнена частью 6, в соответствии с которой невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а также установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Если такое правонарушение будет совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, размер штрафа будет существенно больше: для должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч; для лиц,, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. При этом для должностных лиц предусмотрено и такое наказание, как дисквалификация на срок от одного года до трех лет.
Увеличивается и размер материальной ответственности - за нарушение установленного срока выплаты заработной платы (или иных причитающихся работнику выплат) работодатель обязан будет выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срсщ сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, (ранее размер процентов составлял не ниже 1/300 ставки Центробанка).
Изменения вступят в силу 03 октября 2016 года.



С 1 марта 2017 года для добровольного применения вводится в действие новый межгосударственный стандарт "Организация обучения безопасности труда"

Одновременно, с указанной даты Приказом Госстандарта от 09.06.2016 N 600-ст отменен аналогичный межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-90.
Необходимость принятия нового стандарта обусловлена произошедшими социально-экономическими переменами, потребовавшими пересмотра ряда положений, их развития и конкретизации.
Новый стандарт сохраняет преемственность с ГОСТ 12.0.004-90 и сформированные им многолетние традиции с учетом современного развития обучающих технологий и наилучшей международной практики обучения безопасности труда.
Настоящий стандарт в целом или его отдельные положения можно использовать как образец организации обучения другим видам безопасности деятельности человека, включая производственную деятельность.



С 1 марта 2017 года вводится в действие ГОСТ 12.0.230.2-2015 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования"

Стандарт введен Приказом Госстандарта от 09.06.2016 N 603-ст для добровольного применения.
Новый стандарт призван содействовать:
внедрению последовательной стратегии и принципов управления охраной труда у каждого работодателя;
качественному выполнению обязанностей и ответственности работодателей, работников и прочих заинтересованных лиц в том, что касается охраны труда работников;
повышению компетентности работников и иных лиц, задействованных в управлении охраной труда.


С 1 марта 2017 года вводится в действие ГОСТ 12.0.230.1-2015 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007"

Стандарт введен Приказом Госстандарта от 09.06.2016 N 601-ст для добровольного применения.
Утвержденный стандарт содержит дополнительные руководящие и нормативно закрепленные указания в дополнение к межгосударственному стандарту ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".
Сертификация системы управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований настоящего стандарта.


Ответственность СМИ за нарушение законодательства о противодействии экстремизму

Правовое регулирование вопросов противодействия экстремизму осуществляется Конституцией РФ, Законом РФ «О средствах массовой информации», Федеральными законами «О противодействии экстремистской деятельности», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.
Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 11) и Законом РФ «О средствах массовой информации» (ст. 4) прямо запрещено распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности.
Понятия таких материалов и такой деятельности даны в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности».
Основная суть экстремизма - это действия, сопряженные с возбуждением социальной, расовой, национальной или религиозной розни, либо нарушением прав людей по этим признакам (от унижения до убийства), а также насильственные посягательства на государственную власть, публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики иди символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, призывы к этой деятельности и ее оправдание.
Многие из перечисленных деяний можно осуществить путем распространения информации, а значит, и при помощи СМИ.
Приморье является относительно спокойным в этом плане регионом, За последние несколько лет в крае не зарегистрировано ни одного насильственного преступления экстремисткой направленности, Предпосылок к изменению ситуации не предвидится. Основная масса преступлений совершается путем размещения информации в сети «Интернет» (2015 г. - 29 экстремистских преступлений, 2016 г. - 11).
Средства массовой информации края также не были замечены в подобной деятельности.
Вместе с тем, следует помнить, что за распространение экстремистских материалов, свастики, экстремистской символики следует административная или даже уголовная ответственность (ст.ст. 20.3, 20.29, 13.15 КоАПРФ, ст.ст. 280, 282, 280.1, 205.2 УК РФ).
В частности, уголовная ответственность наступает за публичные призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности, возбуждение национальной вражды и ненависти.
Кроме ответственности для лиц, разместивших такие материалы, может последовать и ответственность непосредственно для средства массовой информации, вплоть до прекращения деятельности (ст.ст. 8 и 11 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»).
Помимо прочего, запрещается действующим законодательством (ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», ст. 13.15 КоАП РФ):
- распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена (список таких организаций имеется на сайте Минюста РФ);
- публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»);
- распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (Конституционный суд РФ разъяснил, что подобная деятельность приравнивается к информационному пособничеству терроризму);
- распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера (национальность соискателя) (ст. 13.11.1 КоАП РФ).
Подобные нарушения выявляются в крае ежегодно. Кроме того, в текущем году выявлен факт распространения публикаций, связанных с деятельностью международной организации «Исламское государство» (ИГИЛ), без ссылки на запрет ее деятельности в РФ. Прокурором Фрунзенского района г. Владивостока по данному факту внесено представление.
Необходимо отметить, что те же принципы и запреты закреплены в законодательстве в отношении распространения информации через сеть «Интернет».
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установил запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, права и обязанности ее распространителей, а также способы ограничения к ней доступа.
Указанные ограничения устанавливаются законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и необходимы для поддержания стабильной социально-политической обстановки в стране и в отдельно взятом регионе, а также профилактики экстремистских проявлений.

Версия для печати В начало страницы