Вернуться к обычному виду

Информация о разъяснении действующего законодательства

Внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Федеральным законом от 29.12.2017 N 467-ФЗ "О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей" реализовано право женщин на рассмотрение их уголовных дел судом субъекта РФ с участием присяжных заседателей.
В настоящее время исключена возможность рассмотрения судом в составе судьи Верховного суда республики, краевого, областного или другого равного им по уровню суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей уголовных дел по обвинению женщины, а также мужчины в возрасте старше 65 лет, в совершении преступлений, предусмотренных частью второй статьи 105 УК РФ (устанавливающей наказание, в том числе за убийство двух и более лиц), и некоторых других, притом, что уголовные дела по обвинению мужчин в возрасте от 18 до 65 лет в совершении таких преступлений при тех же условиях могут быть рассмотрены судом в данном составе.
Таким образом, предписано внести соответствующие изменения в УПК РФ, обеспечивающие женщинам наравне с мужчинами, а также мужчинам старше 65 лет, уголовные дела которых при тех же условиях подлежат рассмотрению верховным судом республики, краевым, областным или другим равным им по уровню судом, реализацию права на рассмотрение их уголовных дел судом данного уровня на основе принципов юридического равенства и равноправия и без какой бы то ни было дискриминации.
Уголовные дела о преступлениях, перечисленных в пункте 1 части 3 статьи 31 УПК РФ (в том числе убийство двух и более лиц и др.), подсудные Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, совершенных женщинами или мужчинами в возрасте старше 65 лет, будут подсудны верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, в том числе в составе судьи и коллегии присяжных заседателей.

Прокурор района
старший советник юстиции Д.Н. Родыгин


Конституционный Суд Российской Федерации встал на сторону автомобилистов, разрешил платить штрафы в половинном размере даже после окончания льготного периода (по истечении двадцати дней)

Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции РФ положения ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, ввиду того, что ею исключается возможность восстановления двадцатидневного срока, установленного для уплаты административного штрафа, назначенного в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, в размере половины суммы наложенного административного штрафа в случае, когда копия постановления о назначении административного штрафа, направленная привлеченному к административной ответственности лицу по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения.
Отсутствие возможности восстановления срока, предусмотренного ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ для уплаты наложенного административного штрафа в размере половины от назначенной суммы, в случае пропуска этого срока из-за несвоевременной доставки копии постановления о назначении административного наказания, направленной вынесшим это постановление должностным лицом в адрес лица, привлеченного к административной ответственности, не согласуется с конституционными принципами юридического равенства и справедливости, не исключает произвольного ограничения права на государственную, в том числе судебную, защиту своих прав и свобод, включая охраняемое законом право частной собственности, а потому противоречит Конституции РФ.
Конституционным судом РФ федеральному законодателю указано на необходимость внесения в действующее законодательство соответствующих изменений.
До внесения в действующее правовое регулирование изменений по данному вопросу правоприменители, в том числе суды не вправе уклоняться от рассмотрения вопроса о возможности восстановления срока, предусмотренного для уплаты административного штрафа в размере половины от назначенной суммы, по ходатайству привлеченного к административной ответственности лица в случае, когда копия постановления о назначении административного штрафа, направленная привлеченному к административной ответственности лицу по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения.
Учитывая изложенное, при поступлении копии постановления о привлечении к административной ответственности в адрес лица после истечения двадцати дней со дня вынесения, привлеченное к административной ответственности лицо, вправе заявить ходатайство перед административным органом (судом) о восстановлении срока, предусмотренного для уплаты административного штрафа в размере половины от назначенной суммы.
Указанная правовая позиция содержится в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2017 № 35-П.

Заместитель прокурора района
советник юстиции С.Н. Петухова

Новое в текущей избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15.12.2017 № 528-СФ выборы Президента Российской Федерации назначены на 18.03.2018.
В преддверии выборов законодательство, регулирующее порядок проведения президентской избирательной кампании, претерпело ряд изменений.
Так, с 1 июня прошлого года вступили в силу изменения в ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», в частности, упрощена процедура назначения наблюдателей. Теперь не устанавливаются требования об обязательном заблаговременном направлении в соответствующий избирком списка наблюдателей, а также об обязательном направлении наблюдателя только в одну избирательную комиссию.
В целом за ходом волеизъявления и подсчетом голосов наблюдать смогут не только представители партий и кандидатов, но и наблюдатели от Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат.
Разработан новый порядок, который позволит голосовать гражданам по фактическому месту своего нахождения, не получая открепительных удостоверений.
Избиратель, где бы он ни находился, может проголосовать на любом избирательном участке. Для этого ему достаточно, начиная с 31.01.2018 подать заявление в любую территориальную избирательную комиссию, с 25.02.2018 в любую участковую комиссию.
При подаче такого заявления он будет исключен из списка избирателей на участке, к которому прикреплен, и внесен в список на том участке, где хочет проголосовать.
Подать соответствующее заявление избиратель сможет до 14:00 субботы перед днем голосования.
Адрес места жительства избирателя теперь может не содержать каких-либо реквизитов (например, наименование субъекта Российской Федерации, района, населенного пункта) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Прозрачность выборов обеспечит возможность применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения. Исключение составляют избирательные участки, образованные в медицинских организациях, которые имеют стационарные отделения, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
Кроме того, ужесточена административная ответственность за незаконную выдачу членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня, для предоставления ему возможности проголосовать вместо другого избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, а также за выдачу гражданину уже заполненного бюллетеня (ст. 5.22 КоАП РФ).
Такое действие может повлечь наложение административного штрафа в размере 30 тыс. рублей.
Аналогичную ответственность понесут граждане, получившие обманным путем бюллетень для участия в голосовании за третьих лиц или более одного раза.

Старший помощник прокурора района
юрист 1 класса В.А. Самоделкина


Новые правила уплаты налога на доходы физических лиц от продажи недвижимости

По общему правилу, установленному статьями 217 и 217.1 Налогового кодекса РФ, с доходов от продажи недвижимого имущества подлежит уплате налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).
Для освобождения от НДФЛ от продажи недвижимого имущества минимальный срок владения недвижимостью должен составлять пять лет.
Специальный минимальный срок владения недвижимостью для освобождения от НДФЛ от продажи недвижимого имущества должен составлять три года (ст. 217.1 НК РФ), если речь идет о продаже недвижимости, которая получена в дар от члена семьи, по наследству, в порядке приватизации либо по договору ренты.
Для случая, когда доход от продажи недвижимости меньше 70 процентов кадастровой стоимости объекта, определенной по состоянию на 1 января года, в котором зарегистрирован переход права собственности, предусмотрены особенности. В такой ситуации доходом, облагаемым НДФЛ, признается 70 процентов кадастровой стоимости объекта недвижимости на указанную дату.
Субъекты Российской Федерации своими законами могут уменьшить установленный НК РФ пятилетний срок владения недвижимостью. Также они вправе снижать процентную величину кадастровой стоимости объекта, с которой сравнивается полученный продавцом доход в целях обложения НДФЛ.
Важно помнить, что указанные выше положения статьи 217.1 НК РФ применяются в отношении объектов недвижимости, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года.
Новые правила, как и действовавшие ранее, не распространяются на недвижимость, которая непосредственно использовалась в предпринимательской деятельности.
Доходы физического лица от продажи недвижимости, право собственности на которую возникло до 1 января 2016 года, не облагаются НДФЛ, если срок нахождения объекта в собственности составлял три года и более. При этом неважно, каким образом данный объект получен.

Помощник прокурора района
юрист 1 класса А.А. Лоскутов


Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и примирением с потерпевшим

Статья 75 Уголовного кодекса Российской Федерации дает возможность не подвергать обвиняемого наказанию, а освободить его от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Однако это допустимо только при наличии определенных условий:

обвиняемый впервые совершил преступление (не имеет судимости);
данное деяние является преступлением небольшой или средней тяжести (к преступлениям небольшой тяжести относятся умышленные и неосторожные деяния, наказание за которые не превышает 3 лет лишения свободы, а преступлениями средней тяжести являются умышленные деяния, наказание за которые не превышает 5 лет лишения свободы и неосторожные деяния за совершение которых грозит свыше 3 лет лишения свободы);
такое лицо должно явиться с повинной (обратиться в полицию с заявлением о совершенном им преступлении, о котором правоохранительным органам не было известно);
обвиняемый должен способствовать раскрытию преступления (например, выдать орудия совершения преступления, указать следователю место совершения преступления или место сокрытия похищенного имущества, дать показания против других участников преступления и др.);
необходимо добровольно возместить причиненный ущерб или иным образом загладить вред (т.е. возместить деньгами утраченное имущество или убытки, понесенные потерпевшим в результате преступления, восстановить поврежденное имущество, загладить моральный вред перед потерпевшим, например, путем передачи денег, принесения извинений, опровержения ранее размещенных ложных сведений и т.д.).

При этом, если лицо не смогло явиться с повинной, поскольку было задержано на месте преступления, то последующее способствование раскрытию и расследованию преступления, возмещение им ущерба, заглаживание вреда могут свидетельствовать о его деятельном раскаянии и о возможности его освобождения от уголовной ответственности.
Кроме того, статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено другое основание для освобождения от уголовной ответственности – в связи с примирением с потерпевшим.
В данном случае, как при деятельном раскаянии, деяние должно быть совершено впервые и относиться к преступлениям небольшой или средней тяжести.
Кроме того, виновное лицо должно не только примириться с потерпевшим, но и загладить перед ним причиненный преступлением вред (имущественный и моральный).
Решение об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или примирением с потерпевшим вправе принять следователь (дознаватель) – на стадии расследования уголовного дела, а также суд – если предварительное расследование по делу окончено.
В таком случае уголовное дело подлежит прекращению, а лицо освобождается от уголовной ответственности и считается несудимым.

Помощник прокурора района
юрист 3 класса Е.А. Шуткин


Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.06.2017 № 602 утвержден Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Эти правила определяют порядок проведения расследования, оформления и учета несчастных случаев, происшедших с обучающимися, во время пребывания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в результате которых обучающимися было получено повреждение здоровья (телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, и др.).
Требования нормативного акта распространяются на все образовательные организации за исключением федеральных государственных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения и (или) дополнительные профессиональные программы, и находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Порядком детально определены те несчастные случаи, которые подлежат расследованию и учету. К таковым относятся те, что повлекли освобождение от занятий не менее чем на один день, либо смерть обучающегося в определенных Порядком случаях.
Кроме того, урегулирована последовательность действий руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, при несчастном случае с обучающимся. Немаловажным является то, что отныне Департаментом образования и науки Приморского края на основании представленных отчетов о происшедших несчастных случаях с обучающимися частных образовательных организаций, муниципальных образовательных учреждений и подведомственных департаменту образовательных организаций, будут формироваться обобщенные сведения о происшедших несчастных случаях с обучающимися за истекший год.
В свою очередь, Министерством образования и науки Российской Федерации на основании представленных отчетов о происшедших несчастных случаях такие сведения будут формироваться в целом по Российской Федерации.
Указанный Порядок начал действовать с 13.10.2017.

Помощник прокурора района
юрист 3 класса Е.А. Шуткин



Процедура передачи детей на усыновление и под опеку

С 17.01.2018 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1716 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи».
Изменениями уменьшено количество документов, которые необходимо приложить к соответствующему заявлению в орган опеки и попечительства, а также сокращен общий срок, по истечении которого орган опеки даст заключение.
Так, в отличие от ранее действовавших Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни, теперь граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями, в котором указываются:
1. фамилия, имя, отчество (при наличии) граждан, желающих усыновить ребенка;
2. сведения о документах, удостоверяющих личность граждан, желающих усыновить ребенка;
3. сведения о гражданах, зарегистрированных по месту жительства гражданина, желающего усыновить ребенка;
4. сведения, подтверждающие отсутствие у гражданина обстоятельств, указанных в подпунктах 9-11 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (речь идет о наличии судимости определенной категории дел);
5. сведения о получаемой пенсии, ее виде и размере (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).
К заявлению прилагаются следующие документы:
1. краткая автобиография лица, желающего усыновить ребенка;
2. справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица;
3. заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
4. копия свидетельства о браке (если граждане, желающие усыновить ребенка, состоят в браке);
5. копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма указанного свидетельства утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно новым правилам не требуется предоставлять копию финансового лицевого счета и выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение; справку органов внутренних дел, об отсутствии судимости за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против семьи и несовершеннолетних и т.п.; копию пенсионного удостоверения, справку из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Эти документы будут запрашиваться органом опеки и попечительства самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия в течение 2 (ранее 3) рабочих дней со дня подачи заявления.
Ответ о подтверждении указанных сведений уполномоченным органом направляется в орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (ранее имелась возможность направления ответов в срок до 30 календарных дней со дня получения соответствующего запроса).
Кроме того, орган опеки и попечительства в течение 3, а не 7 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений обязан провести обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.
Изменениями конкретизировано и время, в течение которого орган опеки и попечительства принимает решение о возможности граждан быть усыновителями, которое является основанием для постановки их на учет в качестве лиц, желающих усыновить ребенка, либо решение о невозможности граждан быть усыновителями с указанием причин отказа - в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений.
Аналогичные изменения внесены и для оформления опеки, заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью.

Помощник прокурора района
юрист 2 класса О.С. Погадаева


Сведения о коррупционерах, уволенных с государственной службы в связи с утратой доверия, будут включаться в специальный реестр

С 1 января 2018 года сведения о коррупционерах, уволенных с государственной службы в связи с утратой доверия, будут включаться в специальный реестр.
Предусматривается, что сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Указанный реестр подлежит размещению в государственной информационной системе в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок включения сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, порядок исключения сведений из указанного реестра, порядок его ведения и размещения в государственной информационной системе в области государственной службы определяется Правительством РФ.
Соответствующие изменения внесены в ряд законодательных актов, в том числе в Федеральные законы от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», и другие.

Помощник прокурора района
юрист 2 класса О.С. Погадаева


Версия для печати В начало страницы