Вернуться к обычному виду

Информация о разъяснении действующего законодательства

Внесены изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ в целях защиты несовершеннолетних от действий, склоняющих к суициду

В настоящее время профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних и молодёжи является приоритетным направлением в профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
С учетом социальной значимости данного вопроса законодателем принято решение о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ в целях защиты несовершеннолетних от действий, склоняющих к суициду, а также к участию в действиях, являющихся опасными для жизни и здоровья.
Так, Федеральным законом от 07.06.2017 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» (далее – Федеральный закон) в ст. 110 УК РФ внесены изменения, которые предусматривают уголовную ответственность за доведение до самоубийства, совершенное в отношении несовершеннолетнего, женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, двух и более лиц; совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; а также совершенное в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средств массовой информации для информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
При этом доведение до самоубийства характеризуется угрозами, жестоким обращением или систематическим унижением человеческого достоинства потерпевшего.
Данные деяния предусмотрены ч. 2 ст. 110 УК РФ, наказание за которые установлено в виде лишения свободы сроком от 5 до 8 лет.
Кроме того, УК РФ дополнен новыми статьями 110.1 и 110.2, которыми устанавливается ответственность за склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства, а также за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства».
Под склонением к совершению самоубийства понимаются такие умышленные действия, как уговоры, предложения, подкуп, обман или иной способ таких действий.
Максимальное наказание за преступление, предусмотренное ст. 110.1 УК РФ, установлено на срок до пяти лет лишения свободы, за преступление, предусмотренное ст. 110.2 УК РФ – до шести лет лишения свободы.
Федеральный закон вступил в законную силу 18.06.2017.

Помощник прокурора района
юрист 2 класса О.С. Погадаева



Установлены сроки обеспечения инвалидов и ветеранов техническими средствами реабилитации

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 86 от 30.01.2018 установлен срок «О внесении изменений в Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» при наличии госконтракта срок обеспечения средствами реабилитации не может превышать 30 календарных дней со дня обращения, а в отношении средств, изготавливаемых по индивидуальному заказу, - 60 календарных дней.
При наличии госконтракта уполномоченный орган будет выдавать инвалиду уведомления о постановке на учет и проездные документы в случае необходимости проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно, в 15-дневный срок с даты поступления заявления о предоставлении средств, а при отсутствии госконтракта - в 7-дневный срок с даты его заключения.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Старший помощник прокурора района
юрист 1 класса В.А. Самоделкина


Вопросы благоустройства придомовой территории отнесены к компетенции общего собрания собственников

31.12.2017 вступил в силу Федеральный закон от № 416-ФЗ «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Жилищного кодекса Российской Федерации», отнесший принятие решения о благоустройстве придомовой территории к компетенции общего собрания.
Федеральный закон вносит изменение в статью 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
По общему правилу вопросы по благоустройству земельного участка считаются принятыми при поддержке более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
После принятия решения и надлежащего оформления протокола решение должно быть направлено в управляющую организацию, для которой оно является обязательным для исполнения.

Помощник прокурора района
юрист 1 класса А.А. Лоскутов


Управляющие и ресурсоснабжающие организации будут подвергнуты штрафам за необоснованное увеличение платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги

Соответствующие дополнения внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ в статьи 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, предусмотрено, что управляющая организация, ТСЖ, жилищный или жилищно-строительный кооператив, а также лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения (коммунальные услуги), обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю помещения штраф.
Размер штрафа составит 50% величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить. Исключение составляют случаи, если такое нарушение произошло по вине жильца или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
Штраф уплачивается собственникам помещений в многоквартирном доме или нанимателям жилого помещения по договору соцнайма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда следующими способами:

- путем снижения размера платы за содержание жилого помещения (коммунальные услуги);
- путем снижения размера задолженности до уплаты штрафа в полном объеме. В этой ситуации задолженность должна быть подтверждена вступившим в законную силу судебным актом.

При поступлении обращения в письменной форме о выплате штрафа управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязаны провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за содержание жилого помещения (коммунальные услуги) и принять одно из следующих решений:

1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;
2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

Срок уплаты штрафа - не позднее 2 месяцев со дня получения обращения собственника или нанимателя, если нарушение действительно имело место.

Помощник прокурора района
юрист 1 класса                   А.А. Лоскутов


Соблюдение врачебной тайны

Всемирный день больного, отмечаемый ежегодно 11 февраля, призван обратить внимание медицинских учреждений, социальных и государственных структур, отдельных граждан на проблемы, с которыми сталкиваются больные люди, на необходимость оказания им качественной медицинской, а также материальной и моральной помощи. Это день, когда люди выражают солидарность всем, кто страдает от различных недугов.
В то же время, сообщать ли окружающим сведения о состоянии своего здоровья, диагнозе каждый решает сам.
Признавая право на тайну частной жизни и сведений, составляющих врачебную тайну, законодатель, базируясь на нормах международного права, закрепляет конфиденциальность таких сведений.
Так, Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» соблюдение врачебной тайны определено одним из основных принципов охраны здоровья.
Статьей 13 указанного Закона установлено, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Лица, которым в силу исполнения ими трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, обучения стало известно о таких сведениях, их разглашение не допускается.
Из названного правила имеется ряд исключений. Оговорены в Законе случаи, когда предоставление таких сведений возможно без согласия гражданина: в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю; при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; по запросу следственных и судебных органов, органов прокуратуры; в случае оказания наркологической медицинской помощи или медицинского освидетельствования несовершеннолетнему, а также лицу, не достигшему возраста 15 лет, для информирования одного из его родителей; в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий; в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов; в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и ряд иных случаев.
В то же время допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях, но только с письменного согласия гражданина или его законного представителя.
Нарушение норм, установленных Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», может повлечь за собой дисциплинарную, а также административную ответственность по статье 13.14 КоАП РФ, предусматривающей административное наказание за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.11 КоАП РФ.
Помимо этого, при нарушении такого запрета, у гражданина возникает право на обращение в суд с заявлением о возмещении материального и морального вреда, причиненного разглашением сведений, составляющих врачебную тайну.

Помощник прокурора района
юрист 1 класса А.А. Лоскутов


Дополнен перечень рабочих мест, в отношении которых установлены особенности проведения специальной оценки условий труда

Соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации от 24.01.2018 № 52, которым внесены изменения в перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, вступило в силу 03.02.2018.
В указанный перечень теперь включены рабочие места работников, на которых непосредственно осуществляется разработка, изготовление, переработка, испытание, утилизация, межоперационное хранение взрывчатых веществ, пиротехнических составов, порохов, ракетных топлив, средств инициирования и изделий на их основе в организациях; организации, эксплуатирующие радиационно опасные и ядерно опасные производства (объекты); организации промышленности боеприпасов и спецхимии.
Одновременно названным постановлением Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено утвердить до 01.07.2018 особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест в соответствии с названными изменением.
Конкретные особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении указанных рабочих мест должны быть определены Минтрудом России до 1 июля 2018 года.

Помощник прокурора района
юрист 3 класса Е.А. Шуткин


Дети-инвалиды и инвалиды с детства не могут быть выселены из служебных жилых помещений и общежитий

Дополнен установленный статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерация перечень граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений (Федеральный закон от 31.12.2017 № 488-ФЗ).
К таким лицам отнесены семьи с детьми-инвалидами и инвалиды с детства. При этом речь идет об указанных лицах, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений или членами семьи таких собственников и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким гражданам при выселении должны быть предоставлены другие жилые помещения, находящиеся в черте соответствующего населенного пункта.

Помощник прокурора района
юрист 1 класса                    А.А. Лоскутов


В случае причинения вреда имуществу потребителя, произошедшего в результате перепада напряжения в электросети, энергоснабжающая организация должна доказать факт надлежащего исполнения обязанностей

Согласно ст. 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В силу ст. 1095 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению продавцом товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины.
При этом продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги может быть освобожден от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения (ст. 1098 ГК РФ).
Аналогичное исключение установлено положениями ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце, исполнителе.
Следовательно, в случае порчи бытовой техники граждан в результате скачка напряжения, бремя доказывания того, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинен не в результате ненадлежащего исполнения энергоснабжающей организацией своих обязанностей по договору энергоснабжения, а вследствие иных причин, возлагается на такую энергоснабжающую организацию.

Помощник прокурора района
юрист 1 класса                 А.А. Лоскутов


Условия работы на холоде

Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации разъяснены условия организации труда в холодное время года на открытой территории или в закрытых необогреваемых помещениях.
Так, ведомство сообщило, что к работе на холоде допускаются работники, не имеющие каких-либо медицинских противопоказаний для работы на морозе.
Лицам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников. При этом, работники должны быть обеспечены комплектом средств индивидуальной защиты, соответствующим текущим климатическим условиям.
Период пребывания работникам на холоде определяется в соответствии с допустимой степенью охлаждения человека с учетом положений методических рекомендаций 2.2.7.2129-06 «Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 19.09.2006.
Продолжительность и количество перерывов зависят не только от температуры воздуха, но и от силы ветра. Время перерывов обязательно включается в рабочее время и подлежит оплате.

Помощник прокурора района
юрист 3 класса Е.А. Шуткин


Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, как будут формироваться коллегии присяжных заседателей в районных судах

Соответствующие разъяснения нашли свое отражение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2018 № 5 «О применении судами некоторых положений Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
С 1 июня 2018 года коллегии присяжных должны появиться во всех районных и городских судах. Соответствующий закон был подписан 23 июня 2016 года Президентом РФ.
Одно из важных новшеств – это составы преступлений, дела по которым будут рассматривать присяжные.
Те дела, которые сейчас рассматривают судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных будут рассматривать судья краевого суда и коллегия из восьми присяжных заседателей.
Районные суды и коллегия из шести присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого будут рассматривать уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 (убийство с квалифицирующими признаками), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст.295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст.317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст.357 (геноцид), по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105 (убийство) и ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).
Для вынесения обвинительного вердикта в районном суде достаточно не менее четырех голосов присяжных заседателей, проголосовавших за виновность подсудимого. Если голоса разделятся три на три, будет вынесен оправдательный вердикт. Права воздержаться у присяжных нет.
Верховный Суд РФ объяснил, как формировать коллегии, если юрисдикция районного суда распространяется сразу на несколько муниципальных образований. В этом случае глава каждого муниципального образования должен направить в районный суд свой список кандидатов, а запасной список кандидатов составляет глава муниципального образования, на территории которого постоянно находится суд. Причем в запасной список включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте, где расположен районный суд.
Граждане, включенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, не исключаются из списков кандидатов в заседатели муниципальных образований. Однако при отборе присяжных для рассмотрения конкретного уголовного дела суд должен учитывать, что одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза, в том числе в судах различных уровней. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и примирением с потерпевшим.

Заместитель прокурора района
советник юстиции С.Н. Петухова


Возможность восстановления срока для уплаты административного штрафа в половинном размере

В постановлении от 04.12.2017 № 35-П «По делу о проверке конституционности части 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Ю.А. Рейнхиммеля» Конституционный Суд РФ высказался о возможности восстановления срока, предусмотренного для уплаты административного штрафа в размере половины от назначенной суммы, в случае получения соответствующего постановления после истечения 20 дней со дня его вынесения.
Суд признал не соответствующей Конституции РФ часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ею исключается возможность восстановления двадцатидневного срока, установленного для уплаты административного штрафа, назначенного в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, в размере половины суммы наложенного административного штрафа в случае, когда копия постановления о назначении административного штрафа, направленная привлеченному к административной ответственности лицу по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения.
Правоприменители, в том числе суды, при применении части 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ не вправе уклоняться от рассмотрения вопроса о возможности восстановления срока, предусмотренного для уплаты административного штрафа в размере половины от назначенной суммы, по ходатайству привлеченного к административной ответственности лица в случае, когда копия постановления о назначении административного штрафа, направленная привлеченному к административной ответственности лицу по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения 20 дней со дня вынесения.

Помощник прокурора района
юрист 2 класса Е.А. Шуткин


Вопросы благоустройства придомовой территории отнесены к компетенции общего собрания собственников

31.12.2017 вступил в силу Федеральный закон от № 416-ФЗ «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Жилищного кодекса Российской Федерации», отнесший принятие решения о благоустройстве придомовой территории к компетенции общего собрания.
Федеральный закон вносит изменение в статью 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
По общему правилу вопросы по благоустройству земельного участка считаются принятыми при поддержке более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
После принятия решения и надлежащего оформления протокола решение должно быть направлено в управляющую организацию, для которой оно является обязательным для исполнения.

Помощник прокурора района
юрист 1 класса А.А. Лоскутов


В Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства

Соответствующий Федеральный закон № 27-ФЗ вступил в силу 02.03.2018. С указанного времени прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу вправе возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, не только направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом, но и по поступившему делу независимо от принятого прокурором решения.
Коме того, срок содержания обвиняемого под стражей может быть продлен по ходатайству следователя или дознавателя в случае возвращения прокурором уголовного дела следователю о возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения (акта) и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями и обжалования данных решений.
По уголовным делам, находившимся в производстве следователя, срок содержания обвиняемого под стражей может быть продлен по ходатайству прокурора, возбужденному перед судом в период досудебного производства не позднее чем за 7 суток до истечения срока домашнего ареста или срока содержания под стражей в случае установления, что срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для принятия им решения по поступившему с обвинительным заключением делом, либо для выполнения судом требований, предусмотренных ч. 3 ст. 227 УПК РФ. При этом срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен до 30 суток.
Вместе с тем, по уголовным делам, находившимся в производстве дознавателей, прокурор более не вправе возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей, установив, что к моменту направления уголовного дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных ч. 3 ст. 227 УПК РФ.

Заместитель прокурора района
советник юстиции С.Н. Петухова


В УПК РФ внесены поправки относительно невозможности отсрочки наказания за преступления террористической направленности

19.02.2018, принят Федеральный закон № 31-ФЗ «О внесении изменения в статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Поправки касаются случаев отсрочки судом исполнения приговора об осуждении лица к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.
Отсрочка исполнения приговора беременным женщинам и родителям малолетних детей теперь дополнена новым ограничением и невозможна если беременной, матери малолетнего ребенка, единственному родителю такового назначено наказание в виде лишения свободы за преступления террористической направленности и сопряженные с террористической деятельностью.
Ранее такая отсрочка не могла быть предоставлена в случае совершения преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, или назначения наказания в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности.
Наказание может быть отсрочено, если у осужденной, осужденного - единственного родителя есть малолетний ребенок (до внесения изменений - малолетние дети).

Помощник прокурора района
юрист 2 класса Е.А. Шуткин


Конституционный Суд Российской Федерации утвердил обзор практики за 4 квартал 2017 года

Суд определил, что рассматривается как нарушение прав и законных интересов работодателя (с применением соответствующих правовых последствий этих действий) пересылка вопреки установленным в организации правилам информации на личный адрес электронной почты, если обладатель информации принял все необходимые меры, исключающие несанкционированный доступ к этой информации третьих лиц.
Проверяя часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о возможности восстановления установленного 20-дневного срока для уплаты административного штрафа, Конституционный Суд признал оспоренное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой им исключается возможность восстановления установленного названного срока.
Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений при заявлении ходатайства привлеченным к административной ответственности лицом, вопрос о восстановлении пропущенного срока должен быть рассмотрен в обязательном порядке.
Например, лицом, получившим постановление о назначении административного штрафа, направленное заказным почтовым отправлением, после истечения 20 дней со дня его вынесения.
Разъясняя конституционно-правовой смысл трудового законодательства в части оплаты труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Суд решил вопрос об оплате труда в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации).
Так, указано на невозможность включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в указанных местностях.
Определено, что при наличии заслуживающих внимания обстоятельств суд вправе уменьшить неустойку при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства по уплате алиментов. Например, когда сумма неустойки в разы превышает размер задолженности.
В связи с изменением практики применения правовой нормы, изложенной судом в конкретном деле, изложенной в определении судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенном по итогам рассмотрения другого дела в кассационном порядке, невозможно пересматривать аналогичные споры по новым обстоятельствам. Таким способом нового рассмотрения дел суд вправе воспользоваться только при изменении позиции ВС РФ, изложенного в постановлении с обязательным указанием о возможности пересмотра дел со схожими обстоятельствами.
Конституционный Суд РФ указал, что в случае, если военнослужащий или лицо, приравненное к такой категории лиц, было ошибочно включено в реестр участников накопительно-ипотечной системы, аннулирование записи о нем в реестре и закрытие специального накопительного счета допускаются только до момента получения таким лицом соответствующих денежных средств.

Помощник прокурора района
юрист 2 класса О.С. Погадаева


Ответственность за привлечение несовершеннолетних к предвыборной агитации

В статье 49 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» установлен запрет на прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших возраста 18 лет на день голосования, в том числе использование изображений и высказываний таких лиц в агитационных материалах. Этот запрет обусловлен положением статьи 60 Конституции Российской Федерации, которая наделяет гражданина Российской Федерации правом самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Статьей 5.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за привлечение к проведению предвыборной агитации, которые не достигнут на день голосования возраста 18 лет в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 2 тыс. до 3 тыс. рублей; на юридических лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.
Частью 2 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия вплоть до 200 тыс. рублей для юридических лиц.
К организации публичного мероприятия в силу статьи 4 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» относятся, в частности, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации.

Помощник прокурора района
юрист 1 класса А.А. Лоскутов


Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по ограничению раскрытия информации

Федеральным законом от 31.12.2017 № 481-ФЗ внесены изменения в Основы законодательства о нотариате, в Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О кредитных историях», «Об аудиторской деятельности», «О государственном оборонном заказе», которым Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по ограничению раскрытия информации.
В Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» введена статья 92.2 «Освобождение от обязанности раскрывать и (или) предоставлять информацию, касающуюся крупных сделок и (или) сделок, в совершении которых имеется заинтересованность».
Правительство Российской Федерации теперь может определить случаи, в которых общество вправе не осуществлять предоставление информации, касающейся сделок, являющихся крупными и в совершении, которых имеется заинтересованность, а также вправе осуществлять такое раскрытие в ограниченных составе и объеме, а также лиц, в отношении которых общество вправе не осуществлять раскрытие либо предоставление указанной информации и вправе осуществлять такое раскрытие в ограниченных составе и объеме.
Также Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» дополнен статьей 50.1, которая предусматривает освобождение от обязанности раскрывать и предоставлять информацию, касающуюся крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Правительство Российской Федерации наделено правом определять случаи, в которых сведения о юридических лицах, не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Соответствующее дополнение внесено в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Кроме этого, Правительство Российской Федерации будет определять перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Помощник прокурора района
юрист 2 класса О.С. Погадаева


Ужесточена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма

За заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления прочих общественно опасных последствий усилена уголовная ответственность.
Теперь за совершение из хулиганских побуждений указанных деяний злоумышленники понесут наказание в виде штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1,5 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет.
Ранее максимальный размер штрафа составлял 200 тыс. рублей.
В качестве самостоятельного состава введена ответственность за ложное сообщение об акте терроризма в отношении объектов социальной инфраструктуры либо повлекшее причинение крупного ущерба (более 1 млн. рублей).
Ответственность в данном случае строже - штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 5 лет.
Под объектами социальной инфраструктуры понимаются организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера и т.п.
Кроме того, если такое деяние совершено в целях дестабилизации деятельности органов власти, виновные понесут наказание вплоть до лишения свободы на срок до 8 лет.

Помощник прокурора района
юрист 2 класса Е.А. Шуткин


Усилены меры противопожарной безопасности

С 17 января т.г. вступили в силу изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Закреплена обязанность правообладателей земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов или в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, возложена обязанность производить регулярную уборку мусора и покос травы в границах своих участков.
Собственники и пользователи земельных участков сельскохозяйственного назначения должны принимать меры по защите угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения на сенокосах.
Полосы отвода и охранные зоны железных дорог должны быть очищены от валежника, порубочных остатков и кустарника, отработанных железнодорожных шпал, а также других горючих отходов. Указанные материалы следует своевременно вывозить с полосы отвода.
В полосах отвода и охранных зонах дорог, а также на участках железнодорожных путей и автомобильных дорог не разрешается выбрасывать горячие шлак, уголь и золу.
Запрещено выбрасывать горящие окурки и спички во время движения железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта.
Одновременно в границах полос отвода и придорожных полосах автомобильных дорог, в границах полос отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов запрещено выжигать сухую траву, разводить костры, сжигать хворост, порубочные остатки и горючие материалы, а также оставлять сухостойные деревья и кустарники.

Помощник прокурора района
юрист 2 класса О.С. Погадаева


Установлена периодичность плановых проверок в области безопасности дорожного движения в зависимости от категории риска

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2018 № 172 внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения.
В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного надзора деятельность субъектов надзора подлежит отнесению к категории риска.
Категория риска определяется на основании критерия тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований и критерия оценки вероятности несоблюдения субъектом надзора требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения.
Проведение плановых проверок субъектов надзора в зависимости от категории риска, к которой отнесена их деятельность, осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:

для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;
для категории высокого риска - один раз в 2 года;
для категории значительного риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - не чаще одного раза в 4 года;
для категории умеренного риска - не чаще одного раза в 5 лет;
для категории низкого риска - не чаще одного раза в 10 лет.

При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность субъекта надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие деятельность субъекта надзора к более высокой категории риска.
Отнесение деятельности субъекта надзора к категории риска и пересмотр решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту регистрации субъекта надзора.
При отсутствии решения об отнесении к категории риска деятельности субъекта надзора такая деятельность считается отнесенной к категории низкого риска.
С 1 июня 2018 года плановые проверки должны проводиться с обязательным применением проверочных листов (списков контрольных вопросов).
Формы проверочных листов будут утверждены МВД России и включат в себя перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к субъектам надзора обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Территориальные органы МВД России по субъектам РФ будут размещать на официальном сайте МВД России в сети Интернет и поддерживать в актуальном состоянии следующую информацию о субъектах надзора, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков:

полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
основной государственный регистрационный номер;
идентификационный номер налогоплательщика;
место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
категория риска и дата принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска.

Помощник прокурора района
юрист 2 класса О.С. Погадаева


Версия для печати В начало страницы