Вернуться к обычному виду

Информация о разъяснении действующего законодательства

Установление санитарно-защитных зон вокруг территорий предприятий

Прежде всего, это касается вопроса получения и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – СЗЗ) либо проживания в жилых домах, расположенных в непосредственной близости от объектов, требующих установления СЗЗ.

С целью упорядочивания деятельности по установлению СЗЗ Правительством Российской Федерации издано постановление от 03.03.2018 №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».

Указанным документом, в том числе, определен перечень объектов, в отношении которых должны устанавливаться СЗЗ; порядок и основания принятия решения о создании, изменении или прекращении существования СЗЗ; допустимые цели использования земельных участков, расположенных в пределах СЗЗ.

Устанавливается, что сведения о создании СЗЗ вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН), а сама СЗЗ считается установленной со дня внесения соответствующих сведений. Со дня установления СЗЗ на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям. Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении СЗЗ.

Предусматривается ряд переходных положений. Так, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до 15 марта 2018 года, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении СЗЗ в срок до 15 марта 2019 года.

При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, допускается в течение 2 лет с момента ее установления. В случае, если до 15 марта 2018 года выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению СЗЗ, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Роспотребнадзор (его территориальные органы) заявление об установлении (изменении) СЗЗ в срок до 15 марта 2019 года. Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Ответственность за несоблюдение требований об установлении СЗЗ предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, юридическое лицо по которой может понести ответственность вплоть до приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Помощник прокурора юрист 2 класса О.С. Погадаева


Владельцы прилегающей к лесу земли обязаны обеспечить её очистку от сухой травы

В течении последних лет федеральным законодателем проведена значительная законотворческая работа, направленная на профилактику и борьбу с лесными пожарами.

Федеральный закон от 23.06.2016 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений» внес в законодательство в области охраны лесов от пожаров изменения, направленные на повышение ответственности всех участников лесных отношений, включая граждан.

Круг лиц, ответственных за состояние прилегающих к лесу земель, максимально расширен. В перечень вошли органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также собственники земель.

Одновременно (постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2016 № 807) скорректированы Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, и Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства России от 30.06.2007 № 417.

Согласно указанным документам, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99).

К примеру, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности в лесах путем осуществления действий по выжиганию хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей (часть 2 статьи 8.32 КоАП РФ).

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за экологические преступления, в том числе за незаконную рубку лесных насаждений (статья 260), уничтожение или повреждение лесных насаждений (статья 261), санкции данных статей предусматривают наказание, в том числе в виде лишения свободы (максимальный срок до 10 лет).

Помощник прокурора юрист 2 класса О.С. Погадаева


За повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, деятельность хозяйствующего субъекта может быть приостановлена

Наиболее суровым наказанием за нарушение требований пожарной безопасности является приостановление деятельности объекта, на котором допущены такие нарушения.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 12 статьи 19.5 КоАП РФ) установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Также предусмотрена ответственность за невыполнение такого предписания на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей (часть 13 статьи 19.5 КоАП РФ).

За повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 статьи 19.5 КоАП РФ федеральный законодатель установил ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ответственность в виде административного приостановления деятельности применяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела, наличия (отсутствия) отягчающих вину обстоятельств, и т.д., и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений.

Помощник прокурора юрист 2 класса О.С. Погадаева


Информация о деятельности организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, обращения с ТКО, подлежит раскрытию в Федеральной государственной информационной системе ФГИС «ЕИАС»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2018 № 390 внесены изменения в стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 № 6 и от 21.06.2016 № 564.

Согласно указанным изменениям, информация о деятельности организаций в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежит раскрытию в Федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - Региональные органы регулирования - Субъекты регулирования» (ФГИС «ЕИАС»).

Кроме того, данная информация будет публиковаться на сайтах федерального органа регулирования тарифов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области регулирования тарифов, посредством автоматизированной передачи данных из ФГИС «ЕИАС» в унифицированном формате открытых данных.

В настоящее время в соответствии с вышеуказанными стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами регулируемые организации раскрывают в обязательном порядке информацию о своей деятельности на сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области регулирования тарифов, по запросам потребителей, а также по решению такой организации на своих официальных сайтах.

Новые правила размещения информации вступают в силу с 05.10.2018г.

Помощник прокурора юрист 2 класса О.С. Погадаева


Предусмотрена возможность непосредственного участия федеральных государственных учреждений здравоохранения в обязательствах по концессионному соглашению

Федеральным законом от 03.04.2018 № 63-ФЗ в целях оказания положительного влияния на инвестиционный климат Российской Федерации и расширение практики привлечения инвестиций в объекты здравоохранения внесены изменения в статьи 5 и 8 Федерального закона «О концессионных соглашениях».

В соответствии с указанными поправками федеральным государственным бюджетным учреждениям здравоохранения разрешено участвовать в обязательствах по концессионному соглашению в отношении объектов здравоохранения (в том числе предназначенных для санаторно-курортного лечения). Учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществлять отдельные полномочия концедента (кроме заключения, изменения и расторжения концессионного соглашения, а также контроля за исполнением концессионером обязательств по соглашению).

На момент принятия решения о заключении концессионного соглашения имущество должно принадлежать учреждению на праве оперативного управления.

При этом в результате передачи указанного имущества учреждение не должно лишаться возможности вести свою основную деятельность.

Поправки вступили в силу с 14.04.2018.

Помощник прокурора юрист 2 класса О.С. Погадаева


Состояние опьянения будет фиксироваться не только по выдыхаемому воздуху, но и по анализу крови

В этих целях скорректировано примечание к статье 12.8 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения, а также за передачу управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

Так, Федеральный закон от 03.04.2018 № 62-ФЗ, вступающий в силу с 03.07.2018, уточняет, что факт употребления алкоголя может определяться не только наличием абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе (0,16 миллиграмма на литр), но и в крови (0,3 и более грамма на литр).

Такой способ фиксации распространит свое действие и при сборе доказательств совершения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ, ответственность по которой может быть применена за невыполнение требования ПДД о запрещении водителю употреблять алкоголь после ДТП, к которому он причастен, либо после того, как ТС было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования или до принятия решения об освобождении от освидетельствования.

Помощник прокурора юрист 2 класса О.С. Погадаева


Список потребителей, имеющих право на льготные тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, будут публиковать в сети Интернет

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2018 № 389 внесены изменения в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, которые были утверждены Правительством России 30.05.2016 постановлением № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Поправками предусмотрено, что установление для потребителей льготных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и названными Правилами.

Орган регулирования (орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченный в области регулирования тарифов) не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации обеспечивает опубликование перечня потребителей или отдельных категорий потребителей, имеющих право на льготные тарифы (за исключением физических лиц), путем его размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте, определенном высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Постановление вступило в силу 11.04.2018.

Помощник прокурора юрист 2 класса О.С. Погадаева


Введена новая модель отношений по обеспечению собственников помещений в многоквартирных домах коммунальными услугами

Президентом Российской Федерации 03.04.2018 подписан Федеральный закон № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», изменяющий порядок регулирования правоотношений в сфере снабжения многоквартирных домов коммунальными ресурсами и предоставления потребителям коммунальных услуг.

Цель принятия закона: исключить из указанных отношений управляющие организации, товарищества собственников жилья, кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, и допускающие возникновение задолженности перед ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Федеральным законом, в частности, устанавливается возможность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении собственниками, действующими от своего имени, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В случае принятия указанного решения плата за коммунальные услуги вносится их потребителями (собственниками помещений и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда) соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Федеральным законом предусмотрено право ресурсоснабжающей организации в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.

При прекращении договора ресурсоснабжающая организация будет обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме, при этом заключение таких «прямых» договоров в письменной форме не требуется.

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 3 апреля т.г.

Помощник прокурора юрист 2 класса О.С. Погадаева


Версия для печати В начало страницы