Вернуться к обычному виду

Информация о разъяснении действующего законодательства

В КоАП РФ внесены изменения направленные на защиту интересов малого и среднего предпринимательства

Федеральным законом от 22.12.2020 № 453-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, устанавливающие административную ответственность за нарушение заказчиком установленного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору, заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства.
Ответственность за данное правонарушение, со 02.01.2021 будет предусмотрена частью девятой статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
К административной ответственности за данное правонарушение могут быть привлечены как должностные лица заказчика, не исполнившего в установленный срок условий договора в части его оплаты, так и сами юридические лица. При этом в качестве наказания законодатель предусмотрел возможность назначения штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение составляет 1 год, который должен исчисляться с момента осуществления оплаты по договору, установленного условиями контракта.
Составлять протоколы о данных правонарушениях, а также рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ, согласно части первой статьи 23.83 КоАП РФ, уполномочены должностные лица Федеральной антимонопольной службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ может быть возбуждено прокурором.
Таким образом, о нарушении заказчиком установленного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору, заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства можно обращаться в прокуратуру и территориальные органы ФАС России.
Данные изменения вступили в законную силу со 02.01.2021 года.

Старший помощник прокурора района В.А. Самоделкина
13.01.2021


История создания органов прокуратуры Российской Федерации

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура - "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть".
С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".
В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура.
В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР.
Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры.
В 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.
Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».
Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.
В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.
После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.
В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

Прокурор района Д.Н. Родыгин
13.01.2021


Новые полномочия полиции с 1 января 2021 года

Федеральным законом от 29.12.2020 № 465-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О полиции» органам полиции предоставлено право доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации или в созданные специализированные организации и (или) граждан, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу, по письменному заявлению граждан, находящихся совместно с ними в жилище, в медицинские организации или указанные специализированные организации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции.
Также органам полиции предоставляется право направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, а также для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Помощник прокурора района Ю.К. Микрюкова
13.01.2021


Об отдельных положениях, предусматривающих приостановление начисления штрафных санкций за просрочку оплаты услуг ЖКХ

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» до 01.01.2021 приостанавливалось действие отдельных положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).
До 1 января 2021 года исполнитель был не вправе:

- начислять неустойку (штрафов, пеней) ввиду несвоевременной оплаты или оплаты не в полном объеме услуг ЖКХ, в том числе платы за жилое помещение, коммунальные услуги, взнос на капитальный ремонт, потребителем;
- ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги при неполной оплате оказанных услуг потребителем.

С 01.01.2021 года указанные ограничения прекращают свое действие, исполнитель услуги вновь имеет право на начисление неустойки, а также на введение ограничения и прекращение оказания коммунальных услуг.

Помощник прокурора района Ю.К. Микрюкова
13.01.2021


О специальных социальных выплатах работникам медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению COVID-19

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762 «О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации» установлены специальные социальные выплаты медицинским и иным работникам за работу в условиях пандемии. Фактически указанная выплата введена взамен действовавших ранее федеральных выплат по Постановлениям Правительства РФ № 415 от 02.04.2020 и № 484 от 12.04.2020.
Выплата будет осуществляться ежемесячно в период с 01.11.2020 по 31.12.2021 и будет рассчитываться исходя из количества фактически отработанных нормативных смен. При этом, нормативная смена определяется как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством РФ.
Указанная выплата не является частью заработной платы и будет предоставляться Фондом социального страхования Российской Федерации.
Для получения специальной выплаты организации предоставляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган ФСС реестр работников, имеющих право на ее получение.
При этом денежные средства должны поступить на банковскую карту или счет работника в течение 7 рабочих дней со дня поступления реестра работников в территориальный орган Фонда социального страхования.
В случае неполучения (несвоевременного получения, получения в неполном размере) специальной социальной выплаты работник может подать жалобу в Фонд или территориальный орган Фонда.

Заместитель прокурора района С.Н. Петухова
13.01.2021


Ответственность за неисполнение наказания в виде исправительных работ

Исправительные работы, являясь основным видом наказания, согласно ст. 50 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) назначаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются осужденными по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Осужденные могут отбывать исправительные работы на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности.
После вступления приговора в законную силу осужденные привлекаются к отбыванию наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда (определения или постановления) с копией приговора.
Уголовно-исполнительные инспекции в соответствии со ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания и контролируют исполнение требований приговора администрацией предприятий и организаций, в которых работают осужденные.
Разъяснение осужденному уголовно-исполнительной инспекцией условий и порядка отбывания исправительных работ имеет важное значение для правильного исполнения приговора, так как на данных лиц согласно ст. 40 УИК РФ возлагается обязанность четкого соблюдения порядка и условий отбывания назначенного наказания. Они должны добросовестно трудиться, выполнять свои обязанности, установленные уголовно-исполнительной инспекцией запреты и являться по ее вызову.
Наряду с уголовно-исполнительными инспекциями такой вид наказания исполняется и администрацией организации, где работает осужденный.
К осужденным могут также применяться и меры взыскания.
Нарушениями порядка и условий отбывания наказания в соответствии со ст. 46 УИК РФ признаются:

1) неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней со дня постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции;
2) неявка в инспекцию без уважительных причин;
3) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения.

За указанные нарушения порядка и условий отбывания наказания осужденные предупреждаются в письменном виде о возможности замены исправительных работ другим, более строгим наказанием. Также на него может быть возложена обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации до двух раз в месяц.
Если осужденный злостно уклоняется от отбывания исправительных работ, то на основании ст. 50 УК РФ уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене их принудительными работами или лишением свободы. При удовлетворении данного представления суд заменяет исправительные работы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.
В представлении указываются конкретные виды допущенных осужденным нарушений и указываются применявшиеся к нему меры воздействия.
Злостным уклонением от отбывания исправительных работ признается:

1) повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления осужденному письменного предупреждения о возможности замены исправительных работ другим, более строгим наказанием;
2) оставление осужденным места жительства, когда его местонахождение неизвестно. В этом случае скрывшийся осужденный объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Прокурор района Д.Н. Родыгин
13.01.2021


При нарушении сроков выплаты заработной платы или иных выплат работодатель обязан выплатить их с процентами

Статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Таким образом, если работодатель своевременно не выплатил причитающиеся работнику денежные средства, он обязан выплатить их с процентами исходя из одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Помощник прокурора района О.С. Погадаева
13.01.2021


С какого срока лицо считается привлечённым к административной ответственности?

В соответствии со ст. 4.6 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию является обстоятельством, отягчающим административную ответственность, которое в случаях, предусмотренных КоАП РФ, влечет более строгое наказание.
Согласно ст. 32.2 КоАП РФ лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных видов административных правонарушений в области дорожного движения, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, предоставлено право уплатить административный штраф не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о его наложении в размере половины назначенной суммы. Указанное не позволяло однозначно определить, с какого момента необходимо исчислять срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, то есть с момента оплаты штрафа или истечения года со дня вступления в законную силу постановления о его назначении.
В постановлении от 23.06.2020 № 28-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что ограничение срока административного наказания годом с момента уплаты административного штрафа в большей степени отвечает интересам виновного.
Таким образом, для лиц, уплативших административный штраф в половинном размере до вступления постановления о его назначении в законную силу, срок, в течение которого такие лица считаются подвергнутыми административному наказанию, оканчивается по истечении года со дня уплаты назначенного административного штрафа.

Помощник прокурора района Ю.К. Микрюкова
13.01.2021


Утверждены правила по охране труда в сельском хозяйстве

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса РФ требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 октября 2020 г. № 746н утверждены Правила по охране труда в сельском хозяйстве. Документ устанавливает государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов по возделыванию, уборке и послеуборочной обработке продукции растениеводства, содержанию и уходу за сельскохозяйственными животными и птицей, мелиоративных работ и работ по очистке сточных вод производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
В частности установлено, что работодатель должен обеспечить безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, машин, инструментов, оборудования, безопасность производственных процессов, сырья и материалов, используемых при проведении сельскохозяйственных работ и их соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда, включая требования Правил.
На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя специального машин, инструментов, оборудования (далее - организация-изготовитель), а также технологических документов на производственные процессы (работы) работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками, осуществляющими охрану объектов, представительного органа (при наличии).
При проведении работ, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель обязан принять меры по их исключению или снижению до допустимого уровня воздействия, установленного требованиями охраны труда.
Также Правилами подробно регламентированы требования для различных стадий производственных процессов, характерных для сельскохозяйственных работ.
Правила вступают в силу 1 января 2021 года и действуют до 31 декабря 2025 года.

Заместитель прокурора района С.Н. Петухова
13.01.2021


Федеральным законом от 08.12.2020 N 429-ФЗ внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

В соответствии с положениями вышеназванного закона, статья 1 Федерального закона № 294 от 26.12.2008 с 08.12.2020 дополнена частью 6. Согласно внесенным изменениям решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Рассмотрение дел о возможности исполнения решений межгосударственных органов предусмотрено главой XIII.1. Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Статья 104.1 указанного закона предусматривает направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации.
Согласно положениям данной статьи Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации в межгосударственном органе, вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о возможности исполнения решения межгосударственного органа вследствие того, что в части, обязывающей Российскую Федерацию к принятию мер по его исполнению, данное решение основано на положениях международного договора Российской Федерации в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с положениями Конституции Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, наделенный компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации в межгосударственном органе, принимает решение об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации на основании заключения федеральных государственных органов, на которые возложена обязанность в пределах своей компетенции принимать меры по исполнению решений межгосударственного органа, либо, если указанный федеральный орган исполнительной власти сам является органом, на который возложена такая обязанность, на основании собственного вывода о невозможности исполнения решения межгосударственного органа.
К запросу прилагаются официальный текст соответствующего решения межгосударственного органа и его перевод на русский язык, если решение вынесено на другом языке.
По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих постановлений:

1) о возможности исполнения в целом в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа;
2) о возможности исполнения в части в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа;
3) о невозможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации решения межгосударственного органа.

В случае если Конституционный Суд Российской Федерации принимает постановление, предусмотренное пунктом 3 части первой настоящей статьи, какие-либо действия (акты), направленные на исполнение соответствующего решения межгосударственного органа, в Российской Федерации не могут осуществляться (приниматься).

Помощник прокурора района О.С. Погадаева
13.01.2021


Исключение из ЕГРПИ индивидуальных предпринимателей

С 1 сентября 2020 года ФНС России предоставлено право исключать из ЕГРИП индивидуальных предпринимателей, фактически прекративших свою деятельность.
Это касается тех предпринимателей, которые более 15 месяцев не представляют налоговую отчетность или у которых истекло 15 месяцев с даты окончания действия патента, и при этом не погашены долги по налогам.
Перед исключением регистрирующий орган обязан опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» соответствующее решение, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторов и других лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением предпринимателя из ЕГРИП. В случае, если в течение месяца после публикации заявления не поступили, налоговый орган вносит запись об исключении индивидуального предпринимателя по решению регистрирующего органа.
Физическим лицам, исключенным из ЕГРИП по решению регистрирующего органа и желающим снова стать индивидуальными предпринимателями, необходимо помнить, что они смогут вновь зарегистрироваться в этом качестве только по истечении трех лет с даты исключения из ЕГРИП.

Старший помощник прокурора района В.А. Самоделкина
28.01.2021


Льготным категориям граждан предоставлена возможность дистанционного оформления проездных документов через Интернет

01.12.2020 вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2020 № 1294 «О внесении изменений в Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Изменениями установлено, что некоторым гражданам льготной категории предоставлена возможность оформлять проездные документы онлайн в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Дистанционно можно будет оформить билеты на поезда дальнего следования, а также пригородные электрички пассажирам, которым положены скидки на билеты или бесплатный проезд (в частности, инвалидам).
Оформление проездного документа на поезд дальнего следования для пассажира из числа инвалидов, а также оказание ему без взимания дополнительной платы услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации производятся на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира, а также на основании документа, подтверждающего инвалидность, в том числе подтверждающего необходимость использования кресла-коляски, или сведений, предоставляемых оператором федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» о факте установления инвалидности, группе инвалидности (категории ребенок-инвалид), степени ограничения способности к самостоятельному передвижению, в том числе рекомендации в обеспечении креслом-коляской.
Оформление проездного документа на поезд пригородного сообщения лицу, имеющему право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, производится, в том числе, на основании сведений о гражданах, которым предоставляется социальная услуга в виде бесплатного проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения, представляемых в электронном виде операторами информационных систем, содержащих сведения о гражданах, которым предоставляется указанная социальная услуга, сроке ее действия, а также сведений о документе, подтверждающем указанное право.
При покупке пассажиром проездного документа с использованием официального сайта владельца инфраструктуры или официального сайта перевозчика владелец инфраструктуры или перевозчик обеспечивает возможность направления такого проездного документа в федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Заявление же на возврат причитающихся средств за неиспользованный проездной документ, приобретенный пассажиром с использованием официального сайта владельца инфраструктуры или официального сайта перевозчика, может быть подано посредством этого же портала.

Помощник прокурора района Ю.К. Микрюкова
28.01.2021


Понятие и признаки коррупции.

Коррупция - сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны.
Разнообразие формулировок коррупции не всегда позволяет выявить все ее существенные признаки.
Коррупции - (от лат. corruptio — подкуп) «прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.
Характерные признаки коррупции:

- использование публичным должностным лицом своего должностного или иного служебного положения вопреки законным интересам общества и государства;
- получение неправомерных выгод как имущественного, так и неимущественного характера для себя либо другого физического или юридического лица, а равно незаконное предоставление такой выгоды физическим или юридическим лицом должностному лицу, в своих интересах, а также от имени или в интересах другого физического или юридического лица.
- использование своих служебных полномочий при решении разнообразных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;
- предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении на работу/на государственную службу и дальнейшем продвижении по службе;
- неправомерное предпочтение физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности в ущерб установленном порядку;
- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
- требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом.

Помощник прокурора района Ю.К. Микрюкова
28.01.2021


Порядок возврата излишне уплаченного налога

В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
В соответствии со ст. 333.40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Заявление о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Помощник прокурора района О.С. Погадаева
28.01.2021


Потерпевшие по делам частного обвинения

В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке.
К уголовным делам частного обвинения уголовно процессуальное законодательство относит преступления, предусмотренные статьями 115 частью первой (причинение легкого вреда здоровью), 116.1 (нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 уголовного Кодекса, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного статьей 116 настоящего Кодекса, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние) и 128.1 частью первой УК РФ (клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию).
Уголовные дела данной категории возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции - до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.
Потерпевший по указанным преступлениям самостоятельно обращается к мировому судье с заявлением о возбуждении уголовного дела частного обвинения и с момента подачи такого заявления приобретает процессуальный статус потерпевшего. Выдвигая в суде обвинение, потерпевший одновременно является частным обвинителем и обязан представить суду доказательства виновности лица, в отношении которого подано заявление.
Вместе с тем, исключением из данных правил являются случаи возбуждения уголовного дела частного обвинения и без заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны.
В указанных исключительных случаях уголовные дела, в зависимости от категории потерпевшего, возбуждаются дознавателем (с согласия прокурора) или следователем (с согласия руководителя следственного органа) и по ним проводится расследование в обычном порядке.
Возбуждение уголовных дел при вышеописанных исключительных обстоятельствах органом дознания или предварительного следствия не препятствует его прекращению в случае примирения сторон.
Уголовное дело данной категории подлежит прекращению также после направления в суд, если заявление о примирении поступило до удаления суда в совещательную комнату. Вступление в дело прокурора также не является препятствием для прекращения уголовного дела по указанному основанию.
Порядок возбуждения уголовных дел частного обвинения предусмотрен ст. 318, 319 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 318 УПК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, которые должно содержать заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения:
1) наименование суда, в который оно подается;
2) описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения;
3) просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству;
3.1) данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность;
4) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
5) список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;
6) подпись лица, его подавшего.
Суд праве вернуть заявление о возбуждении уголовные дела частного обвинения для устранения обстоятельств, препятствующих его рассмотрению. Например, отсутствие подписи заявителя, иных сведений, перечисленных в статье 318 УПК РФ.
Заявление подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в заявлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Одновременно мировой судья разъясняет заявителю его право на примирение с лицом, в отношении которого подано заявление.
Если после принятия заявления к производству будет установлено, что потерпевший в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, то мировой судья вправе признать обязательным участие в деле законного представителя потерпевшего и прокурора.

Заместитель прокурора района С.Н. Петухова
28.01.2021


Разграничение кражи и находки

В большинстве случаев граждане считают, что обнаружение чужой вещи – это находка, которая не влечет никаких правовых последствий. Однако данное заблуждение зачастую приводит к уголовной ответственности.
Основное отличие состоит в том, что находка не представляет собой уголовно-наказуемого деяния, данное понятие является гражданско-правовым.
В соответствии со ст. 158 УК РФ под хищением понимается совершение с корыстной целью противоправного безвозмездного изъятия и (или) обращения чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинивших ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. При отсутствии квалифицирующих признаков, в зависимости от стоимости похищенного предусмотрена уголовная либо административная ответственность.
 Нередко бывают случаи находки брошенных, потерянных и оставленных без присмотра вещей.
В данном случае достаточно сложно разграничить понятия находки с понятием хищения чужого имущества.
В связи с чем при решении этого вопроса следует уяснить понятие владения имуществом и различие между потерянной вещью и забытой.
Имущество, находящееся в помещении, специальном хранилище, транспортном средстве (автомобиле, купе поезда), считается находящимся во владении лица, которому принадлежит помещение или который поместил (оставил) там свои вещи. Вещи, оставленные без присмотра в специальных местах (вокзал, аэропорт и т.д.), считаются находящимися во владении лиц, которым они принадлежат. Поэтому, если гражданин оставил на время багаж (сумку, чемодан) на вокзале без присмотра, завладение указанным посторонним лицом должно рассматриваться как кража.
Забытая вещь находится в месте, известном собственнику или владельцу, и он имеет возможность за ней вернуться или иным способом её возвратить. Так, если пассажир, забывает в такси свои вещи (сумку, телефон), а водитель либо последующий пассажир забирает их с намерением обратить в свою пользу, он совершает кражу.
Следует отметить, что потерянная вещь – это предмет, не имеющий идентификационных признаков принадлежности и находящейся в месте, которое собственнику или владельцу неизвестно.
Так, в соответствии со ст. 227 Гражданского кодекса РФ, нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта.
В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления. При этом нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.
Таким образом, нашедший вещь обязан, с одной стороны, информировать о находке, а с другой – возвратить вещь собственнику.

Помощник прокурора района Ю.К. Микрюкова
28.01.2021


Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего?

Гражданин, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы обязан при заключении трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 тыс. руб. в месяц; далее - гражданско-правовой договор) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Данная обязанность налагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. Под ними следует понимать перечни, изданные во исполнение Закона N 273-ФЗ.
Кроме того, исходя из положений п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления.
Работодатель при заключении трудового договора с указанным гражданином, замещавшим соответствующие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).
Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. п. 61 - 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).
При этом согласно позиции Верховного Суда РФ о заключении трудового договора по совместительству необходимо сообщить, если по основному месту работы бывший служащий трудится у другого работодателя, т.е. совместительство является внешним. О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.
Двухлетний срок, указанный в ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, может начинаться в том числе и с момента перевода с должности, входящей в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2018 N 46-АД18-8). 

Помощник прокурора района О.С. Погадаева
28.01.2021


Что делать, если вымогают взятку?

1 Отказать в даче взятки.
2 В случае вымогательства взятки или отсутствия возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью) вести себя крайне осторожно, вежливо, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться вымогателем как готовность дать взятку;
3 Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки и т.д.);
4 Не брать инициативу в разговоре на себя, позволить «взяточнику» выговориться, сообщить вам как можно больше информации; постараться отложить вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы; - незамедлительно, как только возникнет такая возможность, сообщить в правоохранительные органы.
Обращаем ваше внимание, что если вы выполните требования вымогателя и не заявите о факте дачи взятки в компетентные органы, то будете привлечены к уголовной ответственности при выявлении правоохранительными органами факта взятки.

Заместитель прокурора района С.Н. Петухова
28.01.2021


Версия для печати В начало страницы