Вернуться к обычному виду

Информация о разъяснении действующего законодательства

Внесены изменения в законодательство в части уплаты ресурсоснабжающей организацией штрафа за завышение коммунальных платежей.

Федеральным законом от 11.06.2021 № 214-ФЗ внесены изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», согласно которым собственнику любого вида жилого или нежилого помещения (ранее указанная норма не распространялись на собственников частных жилых домов) ресурсоснабжающая организация должна уплатить штраф за завышение коммунальных платежей в размере 50% от суммы превышения.
Согласно новой редакции закона лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственнику жилого помещения, или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами. При поступлении обращения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда с заявлением в письменной форме о выплате штрафа лицо, предоставляющее коммунальные услуги, не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязано провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;
2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
Согласно ч. 7 ст.157 ЖК РФ в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги лицо, предоставляющее коммунальные услуги, обеспечивает выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения собственника нежилого помещения в многоквартирном доме, или собственника жилого помещения, или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.



Внесены изменения в законодательство о закупках.

Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 277-ФЗ внесены изменения в статью 3.4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно поправкам с 15% до 25% увеличена минимальная доля закупок у субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций. Сокращены сроки оплаты заключенных с ними контрактов. Если извещение о закупке было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок в течение 2022 г., то такой срок не может превышать 10 рабочих дней, а с 2023 г. - 7 рабочих дней.
Закон вступил в силу по истечении 10 дней после опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки введения в действие.



ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НУЖНО ОБСЛУЖИВАТЬ ВНЕ ОЧЕРЕДИ

Указом Президента РФ от 26.07.2021 N 437 введена обязанность обслуживать вне очереди детей-инвалидов и тех, кто их сопровождает. Ее должны соблюдать предприятия торговли и общепита, службы быта, связи и ЖКХ, учреждения здравоохранения, образования, культуры, юридические компании и пр. Правило действует с 26 июля.
С этой даты дети-инвалиды и их сопровождающие имеют также право на внеочередной прием у руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций.
Ранее данные положения касались только инвалидов I и II групп. Напомним, группы инвалидности устанавливают совершеннолетним гражданам, а детям - категорию "ребенок-инвалид".



Может ли работодатель направить работника выполнять работу, не предусмотренную трудовым договором?

В силу статьи 60 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.
Исключения из данного правила возможны только в строго определённых законом случаях.
К таковым, в частности, закон относит катастрофы природного или техногенного характера, производственные аварии, несчастные случаи на производстве, пожар, наводнение, голод, землетрясение, эпидемию или эпизоотию, а также любые исключительные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ).
В этих случаях работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.
Такой перевод допускается также при простое (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника. При этом причины перевода должны быть вызваны чрезвычайными обстоятельствами, перечисленными в ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ. Если выполняемая работа требует более низкой квалификации, то такой перевод допускается только с письменного согласия работника.
Оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Необходимо отметить, что обязанность доказать наличие обстоятельств, с которыми закон связывает возможность такого перевода, возлагается на работодателя.
Отказ от выполнения работы при переводе, совершенном с соблюдением закона, признается нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу – прогулом.



Особенности регулирования труда работников государственных органов и органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 30.04.2021 №109-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» с 1 июля определены особенности регулирования труда работников государственных органов и органов местного самоуправления.
Внесенными изменениями Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 349.6 Особенности регулирования труда работников государственных органов, органов местного самоуправления.
Так с 01.07.2021 под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.
Лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, или граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Работник государственного органа или органа местного самоуправления, замещающий должность, предусмотренную частью третьей настоящей статьи, обязан сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Трудовой договор с работником государственного органа или органа местного самоуправления, который замещает должность, предусмотренную частью третьей настоящей статьи, и не имеет гражданства Российской Федерации или имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 настоящего Кодекса, в случае, если этого работника невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 настоящего Кодекса. Если указанный работник не сообщил в установленном порядке о том, что не имеет гражданства Российской Федерации или имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, при прекращении с ним трудового договора часть вторая статьи 83 настоящего Кодекса не применяется.
Работники государственных органов или органов местного самоуправления, которые на момент вступления в законную силу вышеуказанных положений законодательства (на 01.07.2021) не имеют гражданства Российской Федерации или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и в отношении которых Трудовым кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливаются ограничения, обязаны сообщить работодателю о том, что не имеют гражданства Российской Федерации или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в течение десяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Работники государственных органов или органов местного самоуправления, которые в соответствии с указанными положениями законодательства сообщили работодателю о том, что не имеют гражданства Российской Федерации или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона могут продолжить работу на замещаемых ими должностях при условии представления в течение двадцати дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона работодателю документов, подтверждающих их намерение приобрести гражданство Российской Федерации, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Трудовые договоры с работниками, не представившими в указанный срок таких документов, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Работники государственных органов или органов местного самоуправления, представившие работодателю вышеуказанные документы, также обязаны представить работодателю документы, подтверждающие приобретение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
По истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона трудовые договоры с работниками государственных органов или органов местного самоуправления, не представившими работодателю документов, подтверждающих приобретение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу в соответствии с частью второй статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.



Ответственность за нарушение режима охраны природных заповедников.

Территории, представляющие собой особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, для которых установлен режим особой охраны, отнесены к особо охраняемым природным территориям.
Государственные природные заповедники (далее – заповедники) относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В их границах природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах заповедников, находятся в федеральной собственности.
На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о заповедники, а также интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.
Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками этих заповедников, должностными лицами, в ведении которого они находятся, допускается только при наличии разрешений дирекций государственных природных заповедников или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого они находятся.
За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата.
За нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников предусмотрена административная ответственность по статье 8.39 КоАП РФ в виде штрафа на граждан в размере от 3 до 4 тысяч рублей, на должностных лиц – от 15 до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – от 300 до 500 тысяч рублей. Кроме того, при назначении административного наказания разрешается вопрос о конфискации орудий совершения административного правонарушения и незаконно изъятой продукции природопользования.
Действия правонарушителей, причинившие значительный ущерб, влекут уголовную ответственность по статье 262 Уголовного кодекса РФ.
Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет.
Помимо административного или уголовного наказания нарушитель обязан возместить вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление.



При выезде из России несовершеннолетнего гражданина РФ больше не требуется письменного согласия обоих родителей.

С 12.07.2021 в законную силу вступили изменения в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно которым несовершеннолетний гражданин Российской Федерации может выехать из Российской Федерации совместно с одним из его законных представителей, если другим законным представителем не подано заявление о несогласии на такой выезд.
В случае, если несовершеннолетний выезжает из Российской Федерации без сопровождения своих законных представителей, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего на выезд.
Также, согласно новым изменениям, законный представитель несовершеннолетнего вправе заявить о несогласии на выезд из Российской Федерации ребенка, при этом указать срок действия такого заявления о несогласии и государство (государства), выезд в которое (которые) несовершеннолетнему гражданину Российской Федерации запрещается.
Данный запрет не распространяется на выезд несовершеннолетнего из Российской Федерации в сопровождении лица, заявившего о таком несогласии.
Заявление законного представителя несовершеннолетнего о несогласии на его выезд из Российской Федерации может быть отозвано указанным законным представителем во внесудебном порядке.
В случае спора между родителями в связи с несогласием законного представителя несовершеннолетнего на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего вопрос о возможности его выезда разрешается в судебном порядке.



Размещение в сети «Интернет» фотографии несовершеннолетнего ребенка без согласия родителей влечет ответственность.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О персональных данных» сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 152.1 Гражданского кодека Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в т.ч. его фотографии и видеозаписи) допускается только с его согласия.
На основании ст. 64 Семейного Кодекса Российской Федерации установлено, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношении с физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Таким образом, размещение изображения (фотографии) несовершеннолетнего, в том числе в сети «Интернет», возможно только с согласия его родителей либо иных законных представителей.
При этом законодателем установлен ряд случаев, когда согласие родителей (законных представителей) не требуется, а именно:

- использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
- изображение получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
- гражданин позировал за гонорар. 

За нарушение требований законодательства о персональных данных предусмотрена административная ответственность по статье 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.



Уголовная ответственность за вымогательство.

Уголовным кодексом Российской Федерации в соответствии со статьей 163 установлена ответственность за вымогательство.
Под вымогательством понимаются требования передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
Потерпевший должен воспринимать угрозу как реальную, то есть у него должны быть основания опасаться осуществления этой угрозы. Для оценки угрозы как реальной не имеет, выражено виновным намерение осуществить ее немедленно либо в будущем.
При этом распространение в ходе вымогательства заведомо ложных сведений, незаконное распространение сведений о частной жизни лица, разглашение тайны усыновления (удочерения), сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, образуют совокупность преступлений.
Приведенный перечень не является исчерпывающим, поэтому если виновный, совершая преследование в какой бы то ни было форме, совершит деяния, содержащие признаки другого преступления, то он будет нести уголовную ответственность по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.
Привлечению к уголовной ответственности за вымогательство подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14-летнего возраста.
Вымогательство является оконченным преступлением с момента, когда предъявленное требование, соединенное с угрозой, доведено до сведения потерпевшего.
Невыполнение потерпевшим этого требования не влияет на юридическую оценку содеянного как оконченного преступления.



Утверждены новые правила удержания денежных средств из зарплаты должника.

С 27.09.2021 вступила в силу ст. 3 Федерального закона от 30.12.2020 № 495-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации".
Изменения касаются ситуации, когда исполнительный документ поступил не от взыскателя, а через службу судебных приставов. Удержания из зарплаты и иных периодических платежей организация обязана зачислить на депозит службы в трехдневный срок.
В случаях, когда исполнительный лист направил сам взыскатель, изменений нет - удержанные суммы перечисляют напрямую ему.
Напомним, взыскатель может направить исполнительный документ, минуя службу судебных приставов, если речь идет о взыскании:

- периодических платежей (например, ежемесячных алиментов);
- единовременного платежа на сумму не более 100 тыс. рублей.


Версия для печати В начало страницы