Вернуться к обычному виду

Информация о разъяснении действующего законодательства

Что такое электронная трудовая книжка?

Напоминаем гражданам, что с 1 января 2020 года в России вступил в силу федеральный закон об электронной трудовой книжке, который предполагает новый формат ведения сведений о трудовой деятельности граждан.
Электронная трудовая книжка всегда будет доступна в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России и на портале госуслуг. Никаких дополнительных паролей вводить не придется.
В течение года гражданам предстоит сделать выбор в пользу электронной или бумажной формы ведения трудовой книжки. До конца декабря 2020 года нужно будет подать заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной версии. О праве сделать такой выбор работодатели обязаны будут уведомить в письменной форме каждого работника до 30 июня 2020 года включительно. Переход к новому цифровому формату носит добровольный характер, осуществляется только с согласия самих работающих граждан и позволяет сохранить бумажную книжку столько, сколько это необходимо.
Россияне, выбравшие электронную трудовую книжку, получают бумажную трудовую на руки с соответствующей записью о сделанном выборе. Бумажная трудовая книжка при этом не теряет своей силы и продолжает использоваться наравне с электронной. Рекомендуем сохранять бумажную книжку, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года. В электронной версии фиксируются сведения, начиная с 2020 года. У граждан, которые впервые устроятся на работу с 2021 года, сведения о периодах работы будут вестись только в электронном виде. При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию.
Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также продолжит вести трудовую книжку на бумаге.
К преимуществам цифровой трудовой книжки относится возможность быстро и удобно получить доступ к информации о трудовой деятельности и контролировать правильность ее ведения. Это позволит минимизировать ошибки и неточности при заполнении сведений о трудовой деятельности. Выплату можно будет назначить дистанционно по данным лицевого счета, что позволит гражданину избежать сбора дополнительных документов.



«Увольнение в связи с утратой доверия»

Федеральным законом «О противодействии коррупции» закреплена мера дисциплинарной ответственности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Так, лица, занимающие соответствующие должности, подлежат увольнению в связи с утратой доверия в случаях:

– непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
– непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
– участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
– осуществления лицом предпринимательской деятельности;
– вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Кроме того, лицо подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо, а также если лицу, замещающему государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.
Внесение указанных сведений препятствует замещению лицами, уволенными в связи с утратой доверия, должностей государственной и муниципальной службы.



Сокращены сроки оплаты по государственным и муниципальным контрактам

С 01.01.2022 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 01.07.2021 № 277-ФЗ в ч. 13.1 ст. 34 и ч. 8 ст. 30 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с изменениями сокращены сроки оплаты по государственным и муниципальным контрактам.
Так, при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать любые поставщики независимо от категории организации, срок оплаты по контракту в новой редакции Федерального закона составляет не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке вместо установленного в действующей редакции срока – не более 30 календарных дней - ч. 13.1 ст. 34 ФЗ.
Если закупка проводится с учетом особых требований, при которых участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата по контракту в новой редакции Федерального закона должна осуществляться в течение не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке вместо предусмотренного действующей редакцией срока – не более 15 рабочих дней - ч. 8 ст. 30 ФЗ.
Также с 01.01.2023 предусмотренные ч. 13.1 ст. 34 и ч. 8 ст. 30 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сроки оплаты по контрактам сокращаются до 10 рабочих дней и 7 рабочих дней соответственно.

Семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налогов за продажу недвижимости

Федеральным законом от 29.11.2021 № 382 внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налогов за продажу недвижимости вне зависимости от срока владения при соблюдении ряда условий:

- налогоплательщик и (или) его супруг (супруга) являются родителями (усыновителями) не менее двух детей, не достигших возраста 18 лет (24 лет, если дети являются обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность). Возраст детей определяется на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданное недвижимое имущество;
- новое жилое помещение необходимо приобрести в том же календарном году в котором продана старая, либо не позднее 30 апреля следующего календарного года;
- общая площадь приобретенного жилого помещения или его кадастровая стоимость должны быть больше, чем в проданном объекте;
- кадастровая стоимость проданного жилого помещения не должна превышать 50 миллионов рублей (если кадастровая стоимость может быть определена);
- на момент продажи жилого помещения ни у налогоплательщика, его супруга (супруги), ни у детей (в том числе усыновленным), на дату государственной регистрации перехода права собственности при продаже старого жилья не должно быть в собственности другого жилья, площадь которого в совокупности больше 50% площади приобретенного жилья.

Такая возможность будет действовать в отношении доходов, полученных с 01.01.2021 года.
Федеральный закон вступает в силу 01.01.2022 года.



Семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налогов за продажу недвижимости

Федеральным законом от 29.11.2021 № 382 внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налогов за продажу недвижимости вне зависимости от срока владения при соблюдении ряда условий:

- налогоплательщик и (или) его супруг (супруга) являются родителями (усыновителями) не менее двух детей, не достигших возраста 18 лет (24 лет, если дети являются обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность). Возраст детей определяется на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданное недвижимое имущество;
- новое жилое помещение необходимо приобрести в том же календарном году в котором продана старая, либо не позднее 30 апреля следующего календарного года;
- общая площадь приобретенного жилого помещения или его кадастровая стоимость должны быть больше, чем в проданном объекте;
- кадастровая стоимость проданного жилого помещения не должна превышать 50 миллионов рублей (если кадастровая стоимость может быть определена);
- на момент продажи жилого помещения ни у налогоплательщика, его супруга (супруги), ни у детей (в том числе усыновленным), на дату государственной регистрации перехода права собственности при продаже старого жилья не должно быть в собственности другого жилья, площадь которого в совокупности больше 50% площади приобретенного жилья.

Такая возможность будет действовать в отношении доходов, полученных с 01.01.2021 года.
Федеральный закон вступил в силу 01.01.2022 года.



Реализация гражданами права на налоговый вычет на покупку лекарственных средств

В соответствии с налоговым законодательством граждане вправе получить налоговый вычет на покупку лекарственных препаратов для медицинского применения, приобретаемых за свой счет. Сумма такого вычета ограничена суммой не более 120 000 рублей за год. Для целей получения такого вычета гражданину необходимо подтвердить, что:

- медицинские препараты назначены лечащим врачом (рецептурный бланк);
- понесены расходы на приобретение лекарств (кассовый чек и др.) В тех случаях, когда назначение лекарственных препаратов не оформляется на рецептурном бланке, вместо него в качестве подтверждения фактических расходов налогоплательщика на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения возможно использование сведений из медицинской документации пациента. 

Начиная с 2019 года граждане вправе возместить понесенные затраты на любые лекарственные средства, назначенные врачом. Ранее такая возможность предоставлялась только в отношении медикаментов, включенных в перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201, в настоящее время указанное ограничение снято.
Гражданин также вправе возместить путем использования налогового вычета расходы на приобретение лекарственных средств для лечения супруги (супруга), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет. Для этого необходимо будет дополнительно представить в налоговый орган документы, о заключении брака, рождения и др.).



Прокуратура Зуевского района разъясняет: «Конфликт интересов»

Согласно положениям Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (далее – служащие), влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
К таким лицам (служащим) относятся: 1) государственные и муниципальные служащие; 2) служащие Центрального банка РФ, работники, замещающие должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых РФ на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного; 3) работники, замещающие отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; 4) иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Под личной заинтересованностью следует понимать возможность получения служащими доходов в виде: денег; имущества, в том числе имущественных прав; услуг имущественного характера; результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).
При этом получателями таких благ могут быть не только сами служащие, но и иные лица, а именно: 1) Лица, состоящие со служащим в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей); 2) Граждане или организации, с которыми служащий или лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве (указанные в п. 1), связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в связи с чем, как только ему станет известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, обязан уведомить работодателя.
Работодатель в свою очередь обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно изменить должность или служебное положение служащего, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей. Важно знать, что непринятие служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по его предотвращению или урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение служащего.



Предоставление потребителю услуг теплоснабжения надлежащего качества и основания для перерасчета платы за них.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Согласно подпункту «а» пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 15 Приложения 1 указанных Правил, температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 градусов С, а в угловых комнатах не ниже +20 градусов С, в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 градуса С и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 градусов С (в угловых комнатах - +22 градуса С).
В случае, если теплоснабжение ограничено или прекращено в связи с технологическими сбоями в работе теплового оборудования, ресурсоснабжающая организация обязана сделать перерасчет.
Случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при их предоставлении ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определены разделом IX Правил.
Согласно указанным Правилам, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению.
В соответствии с Правилами перерасчет за коммунальные услуги по отоплению производятся следующим образом – за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетным период снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период, в соответствии с Приложением 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры с учетом положений раздела IX Правил.
В случае отклонения температуры в жилом помещении от установленной нормы, отсутствия теплоснабжения, отсутствия надлежащего перерасчета, Вы вправе обратиться в прокуратуру района для проведения проверки и принятия в дальнейшем мер реагирования для восстановления Ваших прав на получение коммунальных услуг надлежащего качества.



Право собственности

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. В статье 8 Конституции Российской Федерации закреплено признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной формы собственности.
Право на частную собственность, согласно статьи 35 Конституции Российской Федерации, предполагает, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Ответственность за нарушение права частной собственности предусмотрена в статьях главы 21 Уголовного кодекса Российской Федерации и зависит от тяжести совершенного преступления, начиная от штрафа и заканчивая наказанием в виде лишением свободы на срок до пятнадцати лет. К числу таких преступлений отнесены: кража (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), мошенничество, в том числе при получении выплат, а также с использованием электронных средств платежа (ст.ст. 159, 159.2, 159.3), вымогательство (ст. 163), хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164), неправомерное завладение автомобилем без цели хищения (ст. 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167) и другие.
В случае посягательства на частную собственность каждый вправе обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.



Правила безопасного отдыха несовершеннолетних на водоемах.

Чрезвычайные происшествия с участием детей на воде могут случиться по многим причинам: несоблюдение мер безопасности, неосторожность, недостаточный контроль со стороны взрослых.
Купание в запрещенных местах - одна из основных причин отрицательных последствий.
В связи с этим прокуратура района настоятельно рекомендует родителям заботиться о безопасности своих детей.
С детьми целесообразно провести профилактические беседы, в том числе о безопасном поведении на воде. Необходимо контролировать места их пребывания, пресекать самостоятельный отдых на водоемах. Следует личным примером обучать несовершеннолетних правилам безопасного поведения.
Пребывание несовершеннолетних в местах отдыха у воды без сопровождения взрослых недопустимы. В такой ситуации родители ребенка могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних) с наложением штрафа и обязательной постановкой на учет в органах профилактики.
За оставление детей в опасности, в случаях, когда виновный имел возможность оказать помощь ребенку и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни и здоровья состояние, предусмотрена уголовная ответственность по ст.109 УК РФ, максимальное наказание - 2 года лишения свободы.



Последствия признания гражданина банкротом

В соответствии со статьей 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.
В течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
В течение десяти лет с вышеуказанной даты он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.
Также, в течение пяти лет он не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями.



Правовые последствия привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

Законодательством установлена административная ответственность для юридических лиц за незаконное вознаграждение от имени юридического лица по ст. 19.28 КоАП РФ с применением административного наказания в виде штрафа.
В тоже время применение административного наказания является не единственным юридическим последствием совершения данного административного правонарушения.
Другим юридически значимым последствием для организаций, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ является двухлетний запрет на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд, установленный требованиями п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
 Кроме того, сведения о факте привлечения юридического лица к ответственности вносятся в соответствующий Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ.
Ведение данного реестра обеспечивается Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а сам реестр находится в общем доступе на официальном сайте прокуратуры (https://genproc.gov.ru/).



Ответственность за нарушение законодательства об обращении лекарственных средств

Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее КоАП РФ), а именно введена специальная ответственность за реализацию и отпуск лекарственных препаратов по завышенным ценам.
Так, статья 14.4.2 КоАП РФ дополнена частью четвертой, которая устанавливает ответственность за реализацию либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты.
Санкцией ч.4 ст. 14.4.2 КоАП РФ предусмотрены следующие виды наказания:

  - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 250 до 500 тысяч рублей;
- наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;
- наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

На основании Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 28.4 КоАП РФ проверка фактов реализации и отпуска лекарственных препаратов по завышенным ценам может быть проведена прокуратурой.



Ограничение родительских прав

Ограничение родительских прав - это мера, которую органы опеки и попечительства применяют к родителям при наличии опасности оставления ребенка с ними. Причинами к этому могут послужить болезнь, стечение тяжелых обстоятельств, аморальное поведение родителей, уклонение их от воспитания ребенка и т.д.
Ограничение родительских прав осуществляется только судом с учетом интересов ребенка. Иск об ограничении родительских прав может быть подан близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, образовательными и иными организациями, а также прокурором. Дела о лишении родительских прав либо их ограничении рассматриваются с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства.
Родители, которые ограничены в родительских правах, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также на льготы и государственные пособия. Вместе с тем это не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка. Ребенок же сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользоваться жилым помещением, имущественные и наследственные права. Если оба родителя ограничиваются в родительских правах, то ребенок передается на попечение в орган опеки и попечительства.
Несмотря на ограничение родительских прав, родителю могут быть разрешены контакты с несовершеннолетним ребенком, но только в том случае, если это не оказывает на него вредного влияния. Общение родителей и ребенка допускается лишь с согласия органа опеки и попечительства, опекуна или попечителя, приемных родителей ребенка или администрации организации, в которой находится ребенок.
Стоит отметить, что можно ограничить родительские права исключительно родителей. Иск об ограничении родительских прав нельзя подать к опекунам и попечителям.
Если обстоятельства, на основании которых родитель был органичен в родительских правах отпали, то суд по иску родителя либо одного из них может вынести решение о возвращении ребенка родителям и отмене ограничений. Суд выносит решение с учетом мнения ребенка, поэтому если возвращение ребенка родителям противоречит его интересам, то суд отказывает в удовлетворении иска.



Можно ли сдавать автомобиль в аренду без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя?

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс, ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе и отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами.
Договор аренды транспортного средства выделен законодателем отдельно в качестве одного из видов договора аренды, поскольку имеет ряд особенностей.
Согласно ст. 642 ГК РФ, по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации, при этом, данная норма не предусматривает обязанности в виде регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Необходимость в такой регистрации возникает, если деятельность по сдаче автомобиля в аренду является предпринимательской, то есть, направлена на систематическое получение прибыли.
За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Таким образом, автомобиль можно сдавать в аренду без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя только в том случае, если данная деятельность не направлена на систематическое получение прибыли.



Могу ли я подать на алименты, если отец не записан в свидетельстве о рождении?

Да, можете, но только в тому случае, если в судебном порядке будет установлено происхождение ребенка от конкретного лица.
Для этого Вам необходимо подать заявление в районный суд по Вашему месту жительства либо по месту жительства предполагаемого отца.
При установлении отцовства суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица. Такие доказательства могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Для разъяснения вопросов, связанных с происхождением ребенка, суд вправе с учетом мнения сторон и обстоятельств по делу назначить экспертизу, в том числе и молекулярно-генетическую, позволяющую установить отцовство (материнство) с высокой степенью точности.



Компьютерное мошенничество.

Компьютерное мошенничество представляет собой сравнительно новый тип корыстных имущественных преступлений в сфере компьютерной информации, информационно-телекоммуникационных сетей, обусловленный цифровизацией современного общества.
Для противодействия указанному виду преступности Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 159.6, согласно которой под мошенничеством в сфере компьютерной информации понимается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей.
Следует отметить, что под вводом компьютерной информации подразумевается введение в электронную память компьютера и иных устройств, данных, необходимых для выполнения компьютерной программы, или самих программ. Под удалением информации следует понимать приведение информации или ее части в непригодное для использования состояние. Блокирование информации – это временное или постоянное ограничение либо фактическое закрытие доступа к ней, характеризующееся невозможностью использования информации по прямому назначению. При модификации происходит изменение содержания информации, затрудняющее восприятие ее в первоначальном виде. Под иным вмешательством следует понимать воздействие программных средств на серверы, компьютеры или на информационно-телекоммуникационные сети, которое нарушает установленный процесс обработки, хранения, передачи компьютерной информации.
Наказание за совершение преступлений, предусмотренных статьей 159.6 Уголовного кодекса Российской Федерации, может составлять до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до одного миллиона рублей.



Какие виды наказаний назначаются несовершеннолетним?

Согласно ст.88 Уголовного Кодекса РФ видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф;
б) обязательные работы;
в) исправительные работы;
г) арест;
д) лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.
Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.
Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев.
Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.



«Какая ответственность предусмотрена за присвоение и растрату»

Присвоение или растрата характеризуются как хищение чужого имущества, вверенного виновному собственником для управления, эксплуатации или иных операций в рамках закона или договора.
Закон не называет вид собственника этого имущества, поэтому присвоение и растрата могут быть направлены на любую чужую собственность независимо от ее формы.
Используя возможность распоряжаться, виновный обращает имущество в свою собственность или передает его с корыстной целью третьим лицам. По этому признаку данное посягательство отличается от других преступлений против собственности, при которых лицо не имеет никакого отношения к похищаемому имуществу или ему поручено охранять это имущество, наблюдать за его использованием без права распоряжения.
В статье 160 УК установлена ответственность за присвоение чужого имущества, вверенного для определенной цели, или растрату этого имущества. Это две самостоятельные формы хищения, хотя и очень близкие по содержанию.
Присвоение состоит в неправомерном удержании (невозвращении) чужого имущества, вверенного виновному для определенной цели, а растрата представляет собой отчуждение или потребление такого имущества. Отличие присвоения и растраты от кражи и других форм хищения состоит в том, что преступник завладевает имуществом, которое ему вверено для хранения, реализации, ремонта, обработки, перевозки, временного пользования и т.д., а значит находится в его правомерном владении, либо виновный в силу служебного положения наделен правом отдавать распоряжения по поводу использования данного имущества, которое, таким образом, находится в его ведении.
Переход от правомерного владения к неправомерному и характеризует момент совершения преступления. При простом удержании - это тот момент, когда преступник должен был возвратить имущество, но не сделал этого. При растрате - это момент отчуждения или потребления имущества.
Различаются простой вид присвоения и растраты (ч. 1 ст. 160), квалифицированный вид (ч. 2 ст. 160) и особо квалифицированный вид (ч. 3 ст. 160). Квалифицирующие признаки присвоения или растраты в основном аналогичны квалифицирующим признакам кражи и мошенничества.
Некоторую особенность представляют присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (п. "в" ч. 2 ст. 160).
Субъектом этого преступления может быть как должностное лицо, так и иной служащий, использующий свое служебное положение для присвоения или растраты имущества. Возможна ситуация, когда похищаемое имущество вверено не непосредственно виновному, а иным лицам.
Однако в силу своего должностного положения лицо наделено правомочиями по управлению и распоряжению имуществом через иных лиц. Эти правомочия используются виновным вопреки интересам службы для завладения имуществом или передачи его с корыстной целью третьим лицам.



«Какая ответственность наступает за организацию азартных игр?»

Законом предусмотрена уголовная ответственность за организацию и проведение азартных игр без получения лицензии в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, а также систематическое (т. е. более двух раз) предоставление помещений для незаконных азартных игр. Ранее была предусмотрена только административная ответственность.
За проведение азартных игр без лицензии вне игорной зоны будет грозить наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.
Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей.
Если эти действия будут совершены организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения или сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 1 млн рублей с лишением права занимать определенные должности.
В соответствии с внесенными в КоАП изменениями увеличивается с одного до двух лет срок давности привлечения к административной ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр.
Также устанавливается административная ответственность за организацию и проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без соответствующей лицензии для юридических лиц. В таком случае грозит штраф в размере от 800 тыс. до 1,5 млн рублей с конфискацией игрового оборудования.
За нарушение требований к местам распространения лотерейных билетов или электронных лотерейных билетов либо установки лотерейных терминалов будет взиматься штраф: с граждан — от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; с должностных лиц — от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; с юридических лиц — от 13 тыс. до 50 тыс. рублей.



Прокуратура Зуевского района разъясняет: «Склонение к потреблению наркотиков с использованием сети «Интернет» преследуется по закону»

Федеральным законом от 24.02.2021 № 25-ФЗ внесены изменения в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 230 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена частью четвертой, устанавливающей уголовную ответственность за деяния, предусмотренные частями первой, второй, пунктом «а» части третьей настоящей статьи (склонение несовершеннолетнего к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), если они повлекли по неосторожности смерть двух или более потерпевших, и наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Кроме того, часть 2 статьи 230 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает уголовную ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в отношении двух и более лиц, с применением насилия или угрозой его применения, дополнена подпунктом «д», устанавливающим уголовную ответственность за те же деяния, совершенные c использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
Указанные деяния наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Расследование уголовных дел о преступлениях вышеуказанной категории отнесено к подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.



Изменения в положения Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения в области охраны труда.

С 1 марта 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021
№ 311-ФЗ (далее – Закон № 311-ФЗ), которым корректируется ряд положений Трудового кодекса, регулирующих отношения в области охраны труда. Изменения систематизируют и уточняют существующие нормы и понятия, в частности, уточняют определения таких понятий, как средство индивидуальной защиты и средство коллективной защиты, профессиональный риск, управление профессиональными рисками, а также закрепляют новые требования в сфере охраны труда.

Обязанности работодателей и работников.

Обязанность работников соблюдать требования в области охраны труда закреплена в ч. 2 ст. 21 ТК РФ. С целью обеспечения выполнения работниками этой обязанности кодекс дополняется корреспондирующим правом работодателя требовать от работников соблюдения требований охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК РФ).
Примером несоблюдения требований охраны труда является неприменение работниками выданных им средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые должны в обязательном порядке использоваться при выполнении работ с вредными или опасными условиями труда и работ в особых температурных условиях. Такие действия являются основанием для отстранения работников от работы без сохранения заработной платы (абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ). Такое отстранение возможно, только если работодатель выполнил свою обязанность по обеспечению работников СИЗ. Согласно ст. 216.1 ТК РФ, в случае, когда такие средства работникам не предоставлены, работодатель не вправе требовать от них исполнения трудовых обязанностей – в данной ситуации должен вводиться простой по вине работодателя, который оплачивается в размере среднего заработка работника.
Изменяется и сам порядок обеспечения работников СИЗ. В соответствии со ст. 221 ТК РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Таким образом, каждому работодателю нужно будет издать локальный нормативный акт, предусматривающий порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами.
С 1 марта 2022 года вступил в силу запрет на работу в опасных условиях труда. Согласно ст. 214.1 ТК РФ работодатель обязан приостановить работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на таких рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасному классу условий труда.
Приостановка работ осуществляется до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда. Устранение оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, осуществляется на основе плана мероприятий, который разрабатывает работодатель.
После реализации запланированных мероприятий должна проводиться внеплановая спецоценка условий труда на признанных опасными рабочих местах. Если ее результаты подтвердят снижение класса условий труда, работа сможет возобновиться. Если же снизить класс условий труда работодателю не удалось, он должен будет предложить работникам другую работу, так как эти рабочие места ликвидируются, а соответствующие должности сокращаются.
Однако, установленный настоящей статьей запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Помимо обязанности обеспечивать проведение спецоценки условий труда, у работодателя появилась обязанность организовать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ).

Производственный травматизм и профессиональные заболевания.

С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждения (микротравмы).
Согласно ст. 226 ТК РФ под микроповреждениями (микротравмами) следует понимать ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.
В целях предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний работодатель самостоятельно осуществляет учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников. 



Изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.11.2021 № 382 внесены изменения в часть 2 Налогового кодекса РФ, вступившие в силу с 01.01.2022 года.
Теперь семьи, имеющие двоих и более детей, освобождены от уплаты налога за продажу недвижимости вне зависимости от срока владения ею.
Однако необходимо соблюдение ряда условий: налогоплательщик является родителем (усыновителем) двоих детей, которые не достигли 18-летнего возраста, либо 24-летнего возрасти при прохождении обучения по образовательным программам в очной форме; необходимо приобрести новое жилое помещение в том же году, в котором отчуждено старое жилье, либо не позднее 30.04 следующего календарного года; общая площадь приобретённого жилья или его кадастровая стоимость не должна быть больше, чем в проданном объекте; кадастровая стоимость проданного жилья не должна быть более чем 50 млн. руб. Кроме того, на момент продажи жилого помещения у супругов- налогоплательщиков и их детей не должно быть в собственности другого жилья, площадь которого больше площади приобретаемого жилья на 50%.
Такая возможность действует в отношении доходов, полученных с 01.01.2021 года.



На землях сельскохозяйственного назначения разрешено строительство и реконструкция одного жилого дома

Федеральным законом от 02.07.2021 N 299-ФЗ(ред. от 06.12.2021 г. внесены изменения в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которыми с 1-го марта 2022 года на землях сельскохозяйственного назначения, которые используются крестьянским (фермерским) хозяйством в рамках своей деятельности, разрешено строительство и реконструкция одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общей площадью не более пятисот квадратных метров и площадью застройки не более 0,25 процента от площади земельного участка.
При этом, статья 11 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» дополнена пунктом 5, согласно которого законами субъектов Российской Федерации могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
Изменения вступили в силу с 01.03.2022.

Сокращены сроки оплаты по государственным и муниципальным контрактам

С 01.01.2022 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 01.07.2021 № 277-ФЗ в ч. 13.1 ст. 34 и ч. 8 ст. 30 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с изменениями сокращены сроки оплаты по государственным и муниципальным контрактам.
Так, при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать любые поставщики независимо от категории организации, срок оплаты по контракту в новой редакции Федерального закона составляет не более 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке вместо установленного в действующей редакции срока – не более 30 календарных дней - ч. 13.1 ст. 34 ФЗ.
Если закупка проводится с учетом особых требований, при которых участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата по контракту в новой редакции Федерального закона должна осуществляться в течение не более 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке вместо предусмотренного действующей редакцией срока – не более 15 рабочих дней - ч. 8 ст. 30 ФЗ.
Также с 01.01.2023 предусмотренные ч. 13.1 ст. 34 и ч. 8 ст. 30 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сроки оплаты по контрактам сокращаются до 10 рабочих дней и 7 рабочих дней соответственно.

Семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налогов за продажу недвижимости

Федеральным законом от 29.11.2021 № 382 внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налогов за продажу недвижимости вне зависимости от срока владения при соблюдении ряда условий:

- налогоплательщик и (или) его супруг (супруга) являются родителями (усыновителями) не менее двух детей, не достигших возраста 18 лет (24 лет, если дети являются обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность). Возраст детей определяется на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданное недвижимое имущество;
- новое жилое помещение необходимо приобрести в том же календарном году в котором продана старая, либо не позднее 30 апреля следующего календарного года;
- общая площадь приобретенного жилого помещения или его кадастровая стоимость должны быть больше, чем в проданном объекте;
- кадастровая стоимость проданного жилого помещения не должна превышать 50 миллионов рублей (если кадастровая стоимость может быть определена);
- на момент продажи жилого помещения ни у налогоплательщика, его супруга (супруги), ни у детей (в том числе усыновленным), на дату государственной регистрации перехода права собственности при продаже старого жилья не должно быть в собственности другого жилья, площадь которого в совокупности больше 50% площади приобретенного жилья.
Такая возможность будет действовать в отношении доходов, полученных с 01.01.2021 года.
Федеральный закон вступает в силу 01.01.2022 года.



Федеральным законом от 19.11.2021 № 374-ФЗ внесены изменения в статью 34.1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»

В рамках данных изменений созданы равные условия получения пособия по безработице в повышенном размере для детей сирот, которые были временно трудоустроены.
Согласно действующему законодательству, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, впервые ищущие работу, первые полгода получают пособие по безработице в размере среднемесячной зарплаты в соответствующем субъекте, даже если в период очного обучения были временно трудоустроены по направлению службы занятости.
Данным законом пособие по безработице в повышенном размере будет выплачиваться, вышеуказанной категории детей, и в том случае, если ранее без направления органов службы занятости они были временно трудоустроены в свободное от учебы время или проходили производственную практику, предусмотренную образовательными
программами.



«Законна ли парковка на газоне»

Если Ваш сосед отгородил во дворе многоквартирного дома место под парковку автомобиля в данном случае он нарушает Закон. Земельный участок, на котором расположен дом, принадлежит сособственникам помещений на праве общей долевой собственности, так же как и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Соответственно жители дома могут парковать свой автомобиль во дворе многоквартирного дома на общих и равных условиях.
Если владельцы автомобилей за свой счет оборудовали площадку под парковку, засыпали ее щебнем и установили парковочные ограждения, то они не становятся после этого собственниками участка. Их действия самоуправны.
Удаление таких ограждающих конструкций находится в компетенции жилищно-эксплуатационной компании.
Вы можете написать жалобу на имя руководителя такой организации и отправить заказным письмом с уведомлением о вручении лично, либо обратиться с заявлением в прокуратуру района.



Есть ли требования к охотникам при получении охотничьего билета?

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума (далее – охотминимум).
Обязательным условием для получения охотничьего билета является ознакомление с требованиями охотминимума (утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2011 № 568), которые в соответствии частью 7 названной статьи включают в себя требования правил охоты (Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 16.11.2010 № 512), требования техники безопасности при осуществлении охоты, требования безопасности при обращении с орудиями охоты, а также основы биологии диких животных.
Важным аспектом является отсутствие у кандидата в охотники непогашенной и не снятой судимости за умышленное преступление, которым соответствии со ст. 25 УК РФ признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотничий билет выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.



Вступили в силу изменения, касающиеся сохранения прожиточного минимума должников-граждан

Федеральным законом от 29.06.2021 №234-ФЗ, вступившим в законную силу 01.02.2022, внесены изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Так, с 01.02.2022 должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы.
В заявлении должника-гражданина указываются данные, предусмотренные частью 5.1 статьи 69 Закона об исполнительном производстве.
По результатам рассмотрения заявления судебный пристав-исполнитель в постановлении об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина указывает требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.
Банк или иная кредитная организация, в которую направлено постановление судебного пристава-исполнителя, не обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, находящиеся на счете должника-гражданина, указанном в постановлении судебного пристава-исполнителя, если в постановлении содержится требование о сохранении заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере указанного прожиточного минимума.
Вместе с тем указанное ограничение не применяется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.



Воспрепятствование оказанию медицинской помощи уголовно наказуемо

Статьей 124.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование оказанию медицинской помощи. Воспрепятствовать означает помешать медицинскому работнику или не допустить оказание им медицинской помощи.
Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента, наказывается:

- штрафом в размере до 80000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев,
- ограничением свободы на срок до 3 лет,
- принудительными работами на срок до 2 лет,
- арестом на срок до 6 месяцев,
- лишением свободы на срок до 2 лет.

Более суровое наказание предусматривается за то же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть пациента. В этом случае виновному грозит максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет.



Возможно ли применение мер поощрения к лицам, содержащимся под стражей за примерное выполнение ими своих обязанностей?

Статьей 37 Федерального закона от 15.07.1995 № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что в случае примерного выполнения обязанностей, соблюдения установленного порядка содержания под стражей к подозреваемым и обвиняемым могут быть применены меры поощрения.
Мерами поощрения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:

- досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
- денежная премия за лучшие показатели в работе;
- несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрация дополнительного фильма, разрешение на дополнительное посещение помещения для спортивных занятий, а также на другие формы проведения досуга.

Решение о применении мер поощрения принимает начальник места содержания под стражей или его заместителем.
Денежную премию за лучшие показатели в работе выплачивают за счет доходов, получаемых от труда подозреваемых и обвиняемых и зачисляются они на лицевой счет подозреваемого или обвиняемого.



«Возмещение ущерба, причиненного преступлением»

По закону лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, постановлением следователя признается потерпевшим.
В ходе расследования уголовного дела следователь обязан определить размер причиненного ущерба, принять меры по установлению имущества обвиняемых достаточного для его возмещения, и наложить на него арест.
Потерпевший вправе заявить гражданский иск после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции. В этом случае он постановлением следователя или суда признается гражданским истцом.
Государственная пошлина за рассмотрение гражданского иска в уголовном процессе оплате не подлежит.
Как правило, вопрос о возмещении ущерба, причиненного преступлением, решается в приговоре суда, если отсутствует спор о его размере.
В противном случае суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение иска и передать вопрос о размере возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.



В каких случаях работодатель вправе направить работника выполнять работу, не предусмотренную трудовым договором

Нормами трудового законодательства запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 60 Трудового кодекса РФ). Однако из этого правила имеются исключения.
Это катастрофы природного или техногенного характера, производственные аварии, несчастные случаи на производстве, пожар, наводнение, голод, землетрясение, эпидемии или эпизоотии, а также любые исключительные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, что регламентируется частью 2 статьи 72.2 Трудового кодекса РФ.
В таких случаях работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных обстоятельств или устранения их последствий.
Такой перевод допускается также при простое (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника. При этом причины перевода должны быть вызваны чрезвычайными обстоятельствами, перечисленными выше. Если выполняемая работа требует более низкой квалификации, то такой перевод допускается только с письменного согласия работника.
Оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.



«В каких случаях прокурор обращается в суд в защиту прав граждан?»

В силу Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеперечисленными органами и должностными лицами.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан:

- о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
- социальной защиты, включая социальное обеспечение;
- обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;
- охраны здоровья, включая медицинскую помощь;
- обеспечения права на благоприятную окружающую среду; - образования.

С учетом изложенного, за защитой своих прав граждане вправе обратиться с соответствующим заявлением в органы прокуратуры.
Кроме этого, каждый гражданин может использовать самостоятельную форму защиты своих прав и законных интересов путем непосредственного обращения с заявлением в суд.



В каких случаях нарушение законодательства о защите персональных данных может повлечь уголовную ответственность.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных. Целью закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при их обработке, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В соответствии законом персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу.
Государственные и муниципальные органы, а также иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять эти сведения без согласия их обладателя. Сведения об обладателе персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по его требованию либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов.
Обладатель персональных данных имеет право на получение информации, касающейся их обработки, в том числе содержащей наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего эти действия.
Нарушения при работе с персональными данными могут повлечь, прежде всего, административную ответственность. К примеру, административный штраф может быть назначен за сбор персональных данных в ненадлежащих целях.
Если действия физического лица содержат признаки преступления, то он может быть привлечен и к уголовной ответственности. При этом специальной нормы об ответственности за нарушение законодательства о персональных данных в Уголовном кодексе Российской Федерации нет. Однако действия лица, нарушившего правила работы с персональными данными, могут быть уголовно-наказуемыми и образовать состав преступления из числа предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации. В частности, уголовная ответственность установлена:

- за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную и семейную тайну, без его согласия (часть 1 статьи 137 Уголовного кодекса Российской Федерации);
- неправомерный доступ к компьютерной информации, в результате которого произошло уничтожение, блокирование, модификация (изменение) или копирование информации (часть статьи 272 Уголовного кодекса Российской Федерации);
- неправомерный отказ должностного лица в представлении гражданину документов и материалов, собранных в установленном порядке и непосредственно затрагивающих его права и свободы гражданина (статья 140 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Поскольку ваши персональные данные могут быть использованы злоумышленниками при совершении преступлений, необходимо проявлять осмотрительность при их предоставлении неизвестным лицам.


Введена уголовная ответственность по ст. 264.2 УК РФ

С 10 января 2022 года введена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения, предусмотренное частью 4 или 5 статьи 12.9 КоАП РФ (превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 и 80 километров в час соответственно) либо частью 4 статьи 12.15 (Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления) КоАП РФ, при условии, что ранее лицо уже повторно совершало аналогичные правонарушения и было подвергнуто административному наказанию и лишено права управления транспортным средством.
За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.   


Версия для печати В начало страницы