Вернуться к обычному виду

Решение от 07.10.2011 № 1/10

ЗУЕВСКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА 
ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА

РЕШЕНИЕ

07.10.2011 № 1/10
г. Зуевка

О бюджетном послании депутатам
Зуевской районной Думы 

В соответствии со статьей 21 Устава муниципального образования Зуевский муниципальный район Кировской области, решением Зуевской районной Думы «Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Зуевский муниципальный район Кировской области» № 4/49 от 30.03.2009 Зуевская районная Дума РЕШИЛА:
Бюджетное послание депутатам Зуевской районной Думы принять к сведению.

Глава Зуевского района      Е.И.Пислегин

БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ
ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЗУЕВСКОГО РАЙОНА
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ

Уважаемые депутаты районной Думы!

Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии со статьей 30 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Зуевский муниципальный район Кировской области и определяет основные задачи и планы на следующий год в части доходов бюджета, формирования расходов бюджета, межбюджетных отношений в 2012 году и плановом периоде 2013-2014 годов. 
В послании отражены вопросы и проблемы, которые я считаю важными и принципиальными, требующими решения на предстоящую трехлетку. Особо обращаю внимание, что если в 2009-м и в 2010-м годах мы говорили о короткой перспективе и ставили задачи только на ближайший год, то сегодня благодаря стабилизации ситуации в экономике района, мы говорим уже о трехлетней перспективе. Безусловно, такой временной горизонт позволяет нам осуществлять более эффективное планирование и четче определять приоритеты и цели, а также еще раз свидетельствует о наличии долгосрочных стратегических планов и понимания направлений развития района.  
Итак, основными направлениями бюджетной политики на 2012 – 2014 годы должны быть меры, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста, улучшение качества жизни жителей района, развитие местного самоуправления. 
Итоги 8 месяцев 2011 года как в целом по области, так и в нашем районе, демонстрируют относительную стабилизацию в экономике.
Подтверждением тому, в первую очередь, служат такие показатели:

  1. Оборот организаций по всем видам экономической деятельности по крупным и средним предприятиям на 1 сентября 2011 года составил 1423641 тысяч рублей. Темп роста к соответствующему периоду прошлого года – 124,4%.
  2. Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства на 01.09.2011 года на сумму 1091279 тысяч рублей. Темп роста к соответствующему периоду прошлого года – 129,8%.
  3. За 7 месяцев 2011 года прибыль по крупным и средним предприятиям составила 175499 тысяч рублей, рост к аналогичному периоду прошлого года составил 175%.

В текущем году выросли реальные денежные доходы населения.  
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата крупных и средних предприятий за январь-июль 2011 года составила 12426 рублей. Темп роста к соответствующему периоду прошлого года – 112,9%.
Важнейшими условиями следования выбранным направлениям развития являются:

  • среднесрочное бюджетное планирование, что позволяет установить четкую взаимосвязь между приоритетами социально-экономического развития района и проводимой бюджетной политикой;
  • осуществление бюджетного планирования на уровне умеренно оптимистических оценок перспектив развития экономики;
  • обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
  • интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития;
  • повышение эффективности бюджетных расходов;
  • создание стимулов на наращивание доходной базы местных бюджетов.

Бюджет на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов будет очень сложный с точки зрения его сбалансированности, на что есть определенные предпосылки: 
Первое - это изменение федерального законодательства в части зачисления налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Второе - формирование дорожного фонда района.
С целью финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования Бюджетным кодексом РФ предусмотрено создание дорожного фонда района. В связи с этим внесены изменения в Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании Зуевский муниципальный район Кировской области в сентябре текущего года. В качестве источников определены:

  • транспортный налог;
  • субсидии бюджетам муниципальных районов на строительство, модернизацию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях (за исключением автомобильных дорог федерального значения);
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, улично-дорожных сетей городских (сельских) поселений района.

Необходимо ввести в практику заключение долгосрочных контрактов, как минимум в рамках трехлетнего бюджета, что должно увеличить эффективность бюджетных расходов, снизить стоимость дорожных работ.

1. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ

В текущем году сохраняется положительная динамика в основных сферах экономики района, отмечается рост промышленного производства в ведущих системообразующих отраслях, сельском хозяйстве, строительстве, выросли денежные доходы населения.  
Рост основных макроэкономических показателей экономики района, а также увеличение налоговой базы по отдельным налогам, обусловили положительную динамику доходов бюджета, о чем говорят результаты исполнения бюджета района текущего года и рост объема доходов в суммовом выражении относительно прошлого года, достигнутый в основном за счет налога на доходы физических лиц на 1769,1 тыс. рублей, или на 7%, а в процентном отношении за счет налогов на имущество на 47,1% и налогов на совокупный доход на 25,1%. 
Есть основания полагать, что данная тенденция продолжится и в будущем. Хотя это, безусловно, не свидетельствует о том, что нам удастся избежать сложностей при определении приоритетов в расходной части. Но об этом подробнее потом.
Налоговая и бюджетная политика в области доходов должна осуществляться с учетом проводимой налоговой и бюджетной политики на федеральном и региональном уровне.  
В этой связи на первый план выходит проведение работы по мобилизации собственных доходных источников бюджета и их наращиванию, в том числе по расширению налогооблагаемой базы за счет подъема экономики района и повышения собираемости налогов. 
Основным принципом бюджетной и налоговой политики в области доходов остается улучшение администрирования налоговых и неналоговых доходов. Необходимо продолжить практику совместной деятельности органов местного самоуправления с налоговой инспекцией и другими контролирующими органами, направленную на соблюдение налогоплательщиками действующего налогового законодательства.
Администраторам неналоговых доходов необходимо усилить контроль за поступлением в местные бюджеты контролируемых ими неналоговых доходов.
Налог на доходы физических лиц – основной источник, формирующий собственную доходную базу бюджета района и бюджетов городских и сельских поселений, и наиболее стабильный по поступлению. 
Учитывая планируемое повышение заработной платы в бюджетной сфере, органах внутренних дел, при прогнозировании поступления налога на доходы физических лиц в перспективе мы взяли за основу оптимистический вариант развития экономики района.  
Перед нами, как и прежде, стоит такая непростая, но важная задача по изысканию резервов данного источника за счет повышения эффективности работы по легализации скрытой заработной платы и доведению ее до среднего уровня по отрасли. В результативности этой работы должны быть заинтересованы все и, в первую очередь, органы местного самоуправления. Считаю необходимым занять более активную позицию нетерпимости по отношению к работодателям, выплачивающим заработную плату в конвертах и создающим неформальный рынок труда.
Заметную роль в расширении налоговой базы стало играть малое предпринимательство. Работа именно с сектором малого и среднего бизнеса должна стать устойчивой основой роста собственной доходной базы муниципальных образований района. 
На сегодняшний день по-прежнему остается вопрос роста задолженности по платежам в бюджет района. На сегодня ситуация несколько стабилизировалась. До конца текущего года и на перспективу следует добиваться снижения недоимки.
Достижение финансовой стабильности за счет увеличения налогового потенциала района является основной задачей на предстоящий период, тем более что все предпосылки для этого имеются.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

Учитывая сложность формирования бюджета, в ближайшее время возможности бюджета района по увеличению расходов будут ограничены. И поэтому, ключевым направлением бюджетной политики на предстоящий период должно являться повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов. 
В текущем году была принята и начала реализовываться Программа повышения эффективности бюджетных расходов Зуевского района на 2011-2013 годы. Программа разработана в целях дальнейшей модернизации системы управления общественными финансами Зуевского района, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и укрепление устойчивости бюджетной системы Зуевского района.  
Один из приоритетных вопросов - размещение муниципального заказа. На сегодняшний день система размещения заказа на территории района сформирована и показала свою эффективность: повышение гласности, прозрачности, улучшение качества конкурентной среды – очевидны. Проведение электронных торгов позволило сэкономить 4,8 млн. рублей. 
Основные пути повышения эффективности расходов:

  • долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета района;
  • совершенствование программно-целевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов. Переход к программной структуре расходов бюджета района;
  • повышение эффективности предоставления муниципальных услуг и совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
  • повышение эффективности экономики муниципального района;
  • оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения;
  • развитие системы муниципального финансового контроля;
  • развитие информационно-аналитической системы управления муниципальными финансами.

Основным направлением бюджетной политики в области расходов должно являться улучшение условий жизни жителей района.  
1. Несмотря на сложности по формированию бюджета необходимо предусмотреть в необходимом объеме средства на обеспечение социальных расходов, связанных с оплатой труда, социальными выплатами. При этом должны быть сохранены все ранее предусмотренные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан района. Кроме того, необходимо предусмотреть средства на повышение заработной платы работникам муниципальных учреждений с 1 октября 2011 года на 6,5% и с 1 октября 2012 года на 6%, а размер социальных выплат увеличить на прогнозируемый уровень инфляции ежегодно с 1 августа.  
- предоставление гражданам, взявших под опеку (попечительство) трех и более детей, ежемесячного пособия в размере одна тысяча рублей.  
Кроме того, предусмотреть средства на софинансирование расходов на обеспечение питанием учащихся 1 и 2 классов сельских общеобразовательных школ. 
2. Отдельно хочу остановиться на вопросе обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях. На сегодняшний день это, пожалуй, один из самых проблемных вопросов нашего района. 
Правительством области и Администрацией района предпринимаются определенные шаги в данном направлении.
В текущем году муниципальному району из областного бюджета выделено 15,8 млн. рублей, за счет которых планируется в 2011-2012 годах ввести 106 новых мест для детей дошкольного возраста. Продолжается эксперимент по выплате пособий родителям, чьи дети в возрасте от 1,5 до 3 лет не посещают детские сады.  
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, пока не удается удовлетворить растущие потребности населения в получении услуг дошкольного образования. В очереди в детские сады по состоянию на 01.07.2011 стояло 245 детей.
Поэтому необходимо продолжать работу, как по строительству нового детского сада, так и по расширению базы существующих, за счет проведения мероприятий по их капитальному ремонту и реконструкции. В 2011 году готовится проектно-сметная документация на строительство детского дошкольного учреждения.
3. В ближайшие два года в области будет продолжена реализация комплексного плана по модернизации общего образования. В текущем году на указанные цели из областного бюджета получено 4,5 млн. рублей на капитальный ремонт общеобразовательных школ с. Мухино и г. Зуевки. 
Планируется повышение к концу 2013 года заработной платы учителям школ до уровня среднемесячной заработной платы в экономике региона. Необходимые средства на эти цели будут предусмотрены в бюджете района. 
Наряду с учителями общеобразовательных школ, следует принимать меры и по повышению оплаты труда педагогов других образовательных учреждений. В связи с чем, необходимо продолжить ежемесячные выплаты педагогическим работникам, установленные им с 1 сентября текущего года. 
На сегодняшний день важной проблемой системы образования района, как и в области, является обеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами. 
Снижение престижа педагогической профессии из-за недостаточной социальной защищенности и низкого уровня заработной платы привело к оттоку специалистов в другие отрасли, к росту числа учителей пенсионного возраста и уменьшению доли молодых педагогов в образовательных учреждениях.
4. Приоритетными в развитии культуры будет несколько направлений:

  • участие на условиях софинансирования в реализации «брэндового» для региона проекта «Васнецовское Рябово»;
  • участие в областных конкурсах по выделению грантов на инновационные проекты и программы в сфере культуры;
  • ремонт памятников и обелисков воинам-землякам, погибших в годы Великой Отечественной войны;
  • подготовка проектно-сметной документации на капитальный ремонт Соколовского ДК на условиях муниципального частного партнерства.

5. Особое внимание следует уделить поддержке физической культуры и спорта. 
В этих целях планируем увеличить расходы на участие спортсменов района в межмуниципальных и региональных физкультурных и спортивных мероприятиях; планируется начать строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в г. Зуевка общей стоимостью объекта 65 млн. рублей.
6. В Бюджетном послании Президент России особо подчеркнул: «Меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов. Необходимо внедрение новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных услуг, повышение их доступности и качества».  
Одно из них – совершенствование правового статуса муниципальных учреждений. С 1 января 2012 года завершается переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг на уровне района.
Другим из таких новых механизмов я вижу развитие муниципально-частного партнерства.
Необходимо разработать нормативно-правовую базу по данному вопросу.
7. Первоочередным мероприятием по программе «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно – коммунального хозяйства Кировской области» на 2012 год является капитальный ремонт теплотрассы п. Косино. 
По программе «Газификации Кировской области» на 2012 год первоочередными мероприятиями являются строительство блочных газовых котельных по ул. Первомайская и ул. Южная.
Результатом реализации данных программ станет улучшение качества и снижение себестоимости теплоснабжения, снижение потерь тепловой энергии. 
По программе «Ремонт и реконструкция ветхих электрических сетей в муниципальных образованиях Кировской области» на 2012 год первоочередным является продолжение реконструкции существующей ВЛЭП в п. Косино Зуевского района.
По программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Зуевского района на 2010-2014 годы» необходимо продолжить мероприятия по установке приборов учета потребления тепловой и электрической энергии, воды, проведения энергетического обследования зданий и выполнения рекомендаций, указанных в энергетических паспортах.
8. Из бюджета района за последние годы объем оказываемой поддержки сельхозтоваропроизводителям с учетом средств федерального бюджета составляет более 50 млн. рублей. 
На плановый период будут предусмотрены средства по возмещению части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам. Будет продолжена поддержка сельских поселений через развитие социальной и иной инфраструктуры, улучшение жилищных условий молодых семей, молодых специалистов и граждан, проживающих в сельской местности.

3. РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

На предстоящую перспективу основным приоритетом во взаимоотношениях с муниципальными образованиями района вижу работу по развитию их экономики и, как следствие, расширение налогооблагаемой базы на местах. 
Главам городских и сельских поселений необходимо больше вопросов решать на своем уровне.
Необходимо повысить уровень доверия граждан, ответственность муниципальной власти, глав городских и сельских поселений перед населением за принятые решения, повысить эффективность работы, реалистичность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования, развития собственной доходной базы, снижение бюджетного дефицита, муниципального долга.
Политика в сфере межбюджетных отношений должна быть основана на стабильности законодательно установленного разграничения расходных полномочий, нормативов отчислений от доходов, механизмов формирования и предоставления межбюджетных трансфертов. 
Необходимо главам поселений проявлять больше инициативы по вопросам привлечения дополнительных средств из областного бюджета и принимать активное участие по реализации проектов по местным инициативам.
Подводя итоги, хочу еще раз отметить, что предстоящий год, а также последующие 2013 и 2014-й, разумеется, не окажутся простыми, поэтому все органы власти должны проводить ответственную бюджетную политику, обеспечивающую максимальную эффективность бюджетных расходов и социально-экономическое развитие района.


Версия для печати В начало страницы